БУГЕЛЬ ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ

БУГЕЛЬ ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ

Если вы вдруг надумаете собрать коллекцию видов Уфы 30-х годов прошлого века, то затея ваша, скорее всего, закончится, не успев как следует начаться. Потому что таких фото крайне мало. Есть, конечно, фотооткрытки тех лет, но даже у самых «продвинутых» коллекционеров число их обычно не превышает 7-10 штук: тираж был маленький, да и времени прошло много. Кое у кого сохранились 80-летней давности снимки города, сделанные М. Кожевниковым, П. Фоссом, С. Стивой (а также из альбома Г. Швецова – см. №10 журнала) и… всё, пожалуй.

Сколько таких открыток было у нашего известного краеведа и коллекционера Б.Л. Попова (1926 – 2017) я точно сказать не могу, но вряд ли он собирал их в середине 30-х, когда они продавались. Тем ценнее снимки из альбома выпускников Башкирского мединститута 1939 года, который лет семь назад со словами «тебе он нужнее» Борис Леонидович передал мне. Альбом этот не просто «зафиксировал» выпуск Башкирского мединститута 1939 года, он ещё и представляет собой фотоотчёт о жизни довоенной Уфы, ведь кроме портретов преподавателей и студентов, кроме чисто медицинских зарисовок в него помещены виды города.
7.jpg
Да и сами портреты – просто находки, ведь узнать в лицо людей эпохи через 80 лет порой дело ох какое нелёгкое! А Борис Леонидович со многими из этих людей был знаком лично, правда, в детстве: и мать, и отец его работали врачами. Именно по этой причине статьи Б.Л. Попова в уфимской прессе частенько были с «медицинским уклоном», точнее, с медицинско-краеведческим. Да и сам альбом почти полвека назад ему подарили, возможно, потому, что он ему о многом напоминал. Хотя бы потому, что в нём была фотография отца.

3.jpg
Трахоматозный институт на Пушкинской.

«Необременённые» компьютерными технологиями фотографы прошлых лет (ещё лет 15 назад так делали) вынуждены были сначала печатать все фотографии в большом масштабе, затем расклеивать их в виде табло – макета страницы альбома, и уж потом переснимать для тиражирования по числу студентов и преподавателей. Качество снимков, ясное дело, от этого несколько страдало.

Если же мы зададимся вполне естественным вопросом, в каком конкретно году сделаны эти снимки Уфы, то возникнут некоторые затруднения. Любой фотограф скажет вам, что при оформлении подобных альбомов (или более модных сегодня папок и планшетов) обычно используются видовые снимки прежних лет. Но здесь не тот случай: в конце 30-х такая рациональность могла плохо кончиться для лихого фотографа. У борзописцев всегда наготове были клише типа «восхваляет вчерашний день», «отстаёт от жизни» и т.п. Газеты 1937-го читать невыносимо тяжело: тут и там под маркой критики маскируются прямые доносы. «Товарищ», спрятавшийся под псевдонимом «Инженер», утверждает в «Красной Башкирии», что архитектор Калимуллин занимается приписками. А вот цитата из репортажа (автор вообще не указан) с пленума горкома ВКП(Б): «…некоторые руководящие работники, как, например, т. Бычков (пред. горсовета), тов. Галин (зав. ОРПО ОК ВКП (б) своими выступлениями не способствовали развитию самокритики… Следует отметить, что и тов. Быкин в своём докладе… не вскрыл причин, которые привели к такому засилию врагов народа в целом ряде республиканских и районных организаций».
6.jpg
Скоро их отцы уйдут на войну. В роддоме на ул. Ленина.

  В качестве комментария к этим строкам дам выдержки из Книги памяти РБ:
«Бычков Евграф Яковлевич, 1891 г.р., Уфимский горсовет, председатель… расстрелян 13.07.38 г.»; «Галин Гумер Халилович, 1902 г.р., Башкирский обком ВКП(б), зав. отделом… расстрелян 13.07.38 г.»; «Быкин Яков Борисович, 1888 г.р., Башкирский обком ВКП(б), первый секретарь… расстрелян 10.02.38 г.»…

Итак, новые здания украсили город. Что в такой ситуации делают фотографы? Правильно: фиксируют всё на плёнку (пластины, «цифру»…). Вот и вышел фотограф, чьё имя мы уже вряд ли установим, на свежепереименованную заснеженную улицу «имени Ленина» (накануне 20-й годовщины Октябрьской революции улицы Зенцова и Ленина, Сазонова и Сталина поменялись названиями).

До появления разворотного кольца у здания Гостиного двора перед движением в обратном направлении трамвай на стрелке у Дома связи (почтамта) переезжал на встречный путь. Заключительную стадию этой операции мы и наблюдаем на ещё одном снимке из альбома: вагоновожатая поворачивает бугель (токосъёмник, в широких массах, а также в переводе с немецкого больше известный как дуга).

2.jpgЗдания Башсоюза и Дома связи в сентябре 1937-го только строились, а к 7 ноября они уже стояли во всей красе – это следует из газетных сообщений и фотографий того года. Если здания новые, то что с ними сделается за два-три года? Вот и попали они в альбом 39-го. Да и памятник Ленина в одноимённом сквере ещё «стоячий»…

Всё это, конечно, лишь предположения, но уж очень хочется, чтобы снимки эти были сделаны ровно восемь десятилетий назад, и чтобы тот давний год оставил о себе не только недобрую память…

Анатолий ЧЕЧУХА.