ГЕРМАН ИОВИЧ И РУПОР ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

ГЕРМАН ИОВИЧ И РУПОР ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Листаем самодельный фотоальбом, названия у которого, разумеется, нет. Рядом с семейным снимком – групповой портрет друзей – «работников Н.-Берёзовской п.т.к.»: Кузьминых, Андреева, Швецова, Дьякова, Ломадурова. Речь, как можно догадаться при грамотных подсказчиках, о почтово-телеграфной конторе села Николо-Берёзовка. Дальше – виды Свердловска. И лишь на четвёртой странице понимаем, что речь пойдёт о радио. И не просто о нём, а об истории развития радио в Уфе и республике в целом.

Радиопередвижка у здания Уфимского горсовета. Здания почтамта ещё нет. 1 мая 1931 г.
2.jpg
У Дома В.И. Ленина. 

Много в альбоме снимков, которые могут быть интересны разве что специалистам, есть в нём и целый репортаж с первомайской демонстрации в Уфе в 1931 году. Но основное внимание привлекают снимки увешанного лозунгами и рупорами допотопного миниатюрного автобусика то на улицах Уфы, то в деревнях. Есть даже фото автобуса, застрявшего в грязи.

…7 ноября 1924 года у стен московского Кремля во время демонстрации проехали первые в истории СССР грузовые машины АМО Ф-15 (в букве Ф было «зашифровано» родовое имя грузовичка – Fiat 15 Теr образца 1912 года). На базе Ф-15 вскоре начали выпускать машины «скорой помощи», пожарные машины и автобусы. Но гораздо менее известно, что автомобиль этот работал ещё и в качестве агитационного.

В нашем альбоме АМО Ф-15 представлен именно в этом качестве. В подписях, сделанных владельцем и составителем альбома Г.И. Швецовым (1903-1995), автобус, правда, именуется радиопередвижкой. Да и в журнале «Радио всем» №12 за 1929 г. аналогичная конструкция бакинского Общества друзей радио (ОДР) названа так же. Но сути дела это не меняет, ведь целью этого «радиоприёмника» на колёсах была пропаганда посредством нового инструмента – «радиогазеты», благодаря которой можно было осуществить «митинг с миллионной аудиторией».

3. Слева нач.РЦ_Губайдуллин нач.р.ст.РВ_22 Катунькин рад.техники Князев Швецов.jpg
Экипаж агитмашины, слева направо: начальник Радиоцентра Р. Губайдуллин, начальник РВ-22 И. Катунькин, радиотехники Князев и Швецов. 

90 лет назад, 7 ноября 1927 года, в Уфе начала работать радиостанция Башсовнаркома. С помощью антенны, установленной возле Дома имени В.И. Ленина (нынешний Авиационный техникум), она транслировала передачи из Москвы. В полуподвальном помещении здания размещалось машинное отделение, мастерская и аккумуляторная, на первом этаже – радиостудия и усилительная, на втором – аппаратная и ламповая.

7 ноября 1929 года «Правда» публикует статью И.В. Сталина «Год великого перелома»: «Мы становимся страной металлической, страной автомобилизации, страной тракторизации…». Радио изначально была отведена в этом процессе роль главного агитсредства – настоящего глашатая индустриализации.
За полгода до этого, 29 мая 1929 года, Башсовнарком передал свою радиостанцию РВ-22* в ведение Наркомата почт и телеграфов СССР (Наркомпочтель). И здесь стоит вспомнить фотоснимок друзей из Н.-Берёзовской конторы Наркомпочтеля. Дело в том, что телеграфист Герман Швецов загорелся новым средством связи чтобы, как выяснится позднее, посвятить ему всю свою оставшуюся долгую жизнь.
4.jpg
На уфимском вокзале.
6.jpg
Демонстрация 1 мая 1931 г., угол К. Маркса и Пушкинской.

  1 мая 1931 года слова «Говорит Уфа» услышали владельцы «чёрных тарелок» – репродукторов: заработал первый уфимский радиотрансляционный узел. Вскоре из здания Горсовета на углу Зенцова и Сазонова (Ленина и Коммунистической) радиоузел переехал в Дворец труда и искусств (нынешнее здание Башкирского государственного театра оперы и балета), начальником его был назначен Г.И. Швецов.
А 16 июля 1934 года приступила к регулярному вещанию «РВ-37» – та самая радиостанция, что до 80-х располагалась на месте нынешнего микрорайона «Радио» и которая и дала ему название. Руководил ею Г.И. Швецов.

В годы войны Герман Иович работал на легендарной РВ-1 имени Коминтерна. В послевоенные годы его большой опыт нередко был востребован на курсах подготовки радиотехников. Имел он отношение и к так называемым «глушилкам» – радиостанциям, созданным для подавления «вражеских голосов».

7.jpg
Малая студия радиостанции РВ-37 в здании Оперного театра.

Но так и останется загадкой, почему он собирал и хранил снимки, связанные с уфимскими радиостанциями, – сам фотографировал и печатал их. Почему, уже будучи пенсионером, сформировал этот уникальный альбом? Да, радиотехник Швецов присутствует на многих кадрах с радиопередвижкой, но на соседних страницах видим трансформаторы, выпрямители, аккумуляторы и прочие атрибуты технического оснащения радиостанций. А на коллективных снимках Герман Иович указывает фамилии всех своих коллег, среди них видим П.П. Нестерова и П.Н. Фосса (см. ж. «Уфа» №3 за 2004 г.). Такое щепетильное отношение к событиям и фактам позволяет нам уверенно назвать Г.И. Швецова хранителем истории, летописцем уфимского радио.

Анатолий ЧЕЧУХА.

* Если мы поинтересуемся, почему все советские радиостанции (или их позывные) тех лет именовались РВ, то однозначного ответа не будет. Да, конечно, РВ – это «радиовещание». Но аббревиатура уже упомянутого журнала «Радио всем» – тоже РВ, на обложке эти буквы, кстати, тоже присутствовали – RV.
5.jpg
Радио слушают в деревне.