Играет улица в прятки

Играет улица в прятки

Большинство уфимцев живут в типовых домах эпохи массовой застройки, пришедшейся на 60-90-е годы.  Однообразные девятиэтажки и хрущевки составляют целые районы и порой, подобно герою «Иронии судьбы», можно перепутать не только город, но и улицу. Но это только на первый взгляд…

Несмотря на то, что сегодня многие архитектурные объекты обезличены и даже узкий круг профессионалов не всегда знает, кто их  инвестирует,  строит, проектирует, для  каждого из нас  родной дом – особенный. И мы предоставляем вам возможность рассказать о нем широкой аудитории наших читателей.  Неважно, где вы живете – в каменном особняке в стиле модерн начала  прошлого века, в «сталинке» с трехметровыми потолками, в обычной  «панельке» или новенькой, вчера только встретившей  первых жильцов, новостройке.  У каждого дома есть история, и она, в первую очередь, – в людях.

…Перегруженный  сонными уфимцами «ПАЗик» медленно ползет от Аграрного университета к «Дому печати», почти весь путь в окне мелькает подернутый осенней ржавчиной  сквер да привычные облицованные хрущевки. Ухоженный центр большого города.  Шестьдесят лет изменили эти места до неузнаваемости.  На смену частной застройке бывших Восточной и Репной слободок сначала пришли двухэтажные бараки, а затем и пятиэтажки да бетонные высотки. Но многие  старожилы помнят, что на этом месте  несколько десятилетий назад был большой погост, а там, где высится памятник борцам революции,  стояла Казанско-Богородская часовня, а по всей округе были разбросаны разномастные домишки.  
Сегодня о частном секторе здесь ничего не напоминает, стоит отойти вглубь квартала, ограниченного улицами 8 Марта, Революционной, Айской и Мингажева, как попадаешь в серый мир корпусов студенческих общежитий и  научных институтов… Но проходя мимо бетонных великанов, вдруг неожиданно натыкаешься на скромный деревянный домишко среди ветвистых деревьев.  Откуда он здесь, как выжил среди окруживших его панелек и гаражных коробок?  Новенькая  адресная табличка  еще больше вводит в ступор случайных прохожих – улица Ивана Якутова, 98.    Как же так, ведь всем известно, что небольшая улочка в честь  уфимского революционера упирается в одноименный парк и обрывается у парковки торгового центра?!

На карте 1911 года этот участок фактически пуст, за исключением порохового склада на нем ничего нет. К 25-му году частные постройки уже «захватили» часть пустыря, но улицы Якутова на ней так и не значится. Зато есть довольно длинная улица Заводская, в которой легко можно узнать ту, что мы ищем. Она тянется почти до Большой Сибирской (Мингажева). Свое новое имя она получила в 1955 году и вскоре была разрезана активной застройкой  хрущевского периода. Новые пятиэтажки получали другие адреса, а  улица Якутова  постепенно исчезала с городской карты.
Сегодня на данном отрезке потерянной улицы числится несколько зданий, все они запланированы к сносу в 2017-2019 годах. Однако на деле дом один, остальные практически разрушены.  Его жильцы  знают мало, разве что уверенно называют  год постройки – 1937.
- У нас есть  электроэнергия, вода, до недавнего времени был газ.  Но не так давно трубу отрезали, так как речь шла о сносе и расселении. Но что-то застопорилось, - говорит хозяйка «усадьбы».
Дом разделен на две квартиры по типу «финского», окна второй половины загадочно темны и безжизненны.
- Там сдается одна комнатка, так что дом не брошен,  - уверяют соседи.
Да и выглядит он добротно, коричневая краска не облуплена, на крепких наличниках незатейливый резной узор, окна горят приветливым желтым огоньком, а во дворе припаркованы машины, - ощущения заброшенности совершенно не чувствуется. Хотя «колорит» добавляют металлические гаражи и неизбежная свалка возле них.  

Старожилы же помнят, как здесь исчезала деревня и наступал город. Активная застройка началась с улицы Айской в середине 50-х.  Территория до республиканской больницы  еще была занятой частным сектором, но трех и пятиэтажные дома уже подступали со всех сторон. С четной стороны Айской квартал между улицами 8 Марта и Революционной был застроен двухэтажками вплоть до призывного пункта, а дальше  - глухой стеной стоял лес… Героиня нашего первого материала, жительница одной из первых хрущевок в начале проспекта Лилия Морозова вспоминает:
- Округа была пустынна: на месте улицы Зорге  тогда еще был известный всем аэродром.  В 1961 году начала работу фабрика «Мир», - вот, пожалуй, и вся «инфраструктура». Вечерами молодежь спокойно гуляла по проспекту: машин было мало, да и общественный транспорт не частил.  Но постепенно вместе с новыми жильцами в размеренную деревенскую жизнь ворвалась городская культура со своими магазинами, ателье, предприятиями… На углу Айской и 8 Марта  открылся всем известный магазин, где продавали ткани, югославскую пряжу, галантерею. На Айскую, 87 со всех концов города спешили за семенами и другими  полезными для садоводов покупками.
Частный сектор все больше отступал  к окраинам, пока не исчез вовсе, оставив в память о себе вот такие случайные «островки» ушедшей Уфы.

Автор: Екатерина МАРКОВА.