История в дереве: сохраняем самобытное зодчество Уфы

История в дереве: сохраняем самобытное  зодчество Уфы

Одна из главных особенностей Уфы, которую отмечают многие приезжие, - наличие в историческом центре целых кварталов самобытных деревянных домов. Однако из-за интенсивной застройки они все чаще попадают под снос, уступая место каменным высоткам. На повестке дня стоит вопрос сохранения памятников деревянного зодчества, которых в нашем городе все еще насчитывается несколько десятков. Его решение требует совместных действий городских и региональных властей, а также участия самих уфимских застройщиков.

На сегодняшний день в Уфе 11 объектов деревянной архитектуры включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Два из них имеют статус объектов культурного наследия федерального значения - Дом Боровского по улице Чернышевского, 83, где Владимир Ленин во время приезда в Уфу в 1900 году встречался с местными социал-демократами, и Дом-музей Ленина по ул. Достоевского, 78, где проживала отбывающая ссылку Надежда Крупская, которую навещал Владимир Ильич. Еще 64 постройки из дерева и строения смешанного типа обычно с каменным цоколем и деревянным верхним этажом относятся к выявленным объектам культурного наследия.



Большинство из этих исторических архитектурных объектов нуждается в той или иной степени ремонта и реставрации. В Уфе первый опыт таких работ относится к концу 30-х годов прошлого века и связан с приведением перестроенного под коммуналки будущего Дома-музея Ленина в тот вид, когда в нем жила Надежда Крупская. В 1938 году архитектор Адамович составил проект реставрации, где предусматривалось оформление зала под экспозицию, комнаты под библиотеку и зал-читальню. Вскоре с проектом ознакомилась Крупская, внесшая ряд замечаний и пожеланий, которые учли в процессе работ. Консультируя реставраторов, Надежда Константиновна вспомнила, что стены ее комнаты были оклеены обоями. По справочной литературе были подобраны характерные для тех лет рисунки, и по ним сделали обойные валики, а первую партию обоев для музея изготовили в Москве.



Перед началом реставрации дом был уже ветхим, в нем жили три семьи, поэтому восстановительные работы шли с 1938 по 1941 год, зато по их завершении Дом-музей обрел планировку и отделку эпохи начала прошлого века, которую можно видеть и сейчас.
Другой крупный реставрационный проект – восстановление исторического особняка по улице Расулева, 4, где с 1795 по 1797 год проживала семья писателя Сергея Аксакова, начался в конце 1980-х годов. Работы проходили под контролем автора архитектурного реставрационного проекта Земфиры Хатмуллиной. Художественно-экспозиционный проект выполнили московские художники-архитекторы. Сруб из уральской лиственницы оказался на редкость долговечным, и основная часть здания дошла до нас в первозданном виде.

Среди других образцов качественно выполненных реставрационных работ можно назвать Дома-музеи Александра Тюлькина (ул. Волновая, 21), Шагита Худайбердина (Новомостовая, 20) и Мажита Гафури (Гоголя, 28).

Квартальные ценности

 Несмотря на примеры удачной реставрации памятников деревянного зодчества, в Уфе остается еще немало остро нуждающихся в реставрации домов, где проживали известные люди. К примеру, Дом Борисовых (Гоголя, 1), где в 1891 году жил семнадцатилетний Федор Шаляпин, служивший в те годы в Губернской земской управе, а впоследствии получивший мировую славу как оперный и камерный певец.



При этом многие эксперты говорят о важности комплексного сохранения памятников старины, которые еще остались на уфимских улицах.

- Когда говорят о деревянной архитектуре Уфы, вспоминают, прежде всего, улицу Октябрьской революции. Но ансамблей деревянного зодчества в нашем городе сохраняется пока что довольно много: на Аксакова, Достоевского, Дзержинского, Коммунистической, Свердлова, в Нижегородке и так далее, - считает уфимский краевед Анатолий Чечуха. - Одним из самых значимых таких мест я считаю два квартала улицы Гоголя – от Заки Валиди до Пушкина и от Свердлова до Коммунистической. Здесь живёт дух прежней Уфы, сохраняется понятие Уфы старозаветной. Возьмём, к примеру, дома под №22, которые специалисты называют образцом самобытного деревянного зодчества, в орнаменте резных наличников которых использованы плетёные узоры вятских мотивов. В двухэтажном доме по красной линии с 1920-х годов жил Александр Носков (1872 – 1956) – выдающийся учёный-географ, исследователь природы Уфимского края. Кстати, здесь практически все здания связаны с заметными именами уфимской истории. В доме № 21/1 в 1919 году жил комиссар 25-й Чапаевской дивизии Д.А. Фурманов. В доме №21 долгие годы была квартира выдающегося офтальмолога Габдуллы Кудоярова, а в доме №26 – известного учёного и врача-терапевта Дмитрия Татаринова (1877 – 1956). Эти строения и эти имена вкупе с Домом-музеем Мажита Гафури составляют уникальный ансамбль деревянного зодчества.

Тонкости работы

Ведущей организацией Уфы по реставрации является ООО «Артель», работающее в этой сфере с 1992 года.

- Перед тем как начать реставрировать дом-памятник, выполняются его точные обмеры, фотофиксация отдельных элементов и архитектурных особенностей, поднимаются архивные данные, - поясняет главный архитектор-реставратор ООО «Артель» Вали Каюмов. – Затем определяется степень износа конструкции, с учетом которой разрабатывается проект.



В основном исторические дома Уфы строились из хвойных пород – ели и сосны, а дуб применялся лишь для свайных фундаментов. Сохранность срубов очень сильно зависит от состояния фундаментных конструкций и крыши. Если дом стоит очень близко к земле или на стены постоянно попадает дождевая и талая вода, дерево со временем приходит в негодность и в срубах частично или полностью приходится менять наиболее ветхие бревна. Но есть и примеры, когда после снятия облицовочных досок бревенчатые стены более чем вековой давности демонстрируют очень хорошее состояние.

Сейчас ООО «Артель» ведет реставрацию двух выявленных памятников культурного наследия ХIХ века – домов усадьбы братьев Соловьевых на улице Свердлова. Одно из зданий усадьбы – одноэтажное бревенчатое площадью около 160 квадратных метров, у второго два этажа площадью около 340 кв.м, построенных из смешанных материалов. Квартал частного сектора, где располагаются исторические дома, попал под застройку, оператор которой – МУП «Инвестиционно-строительный комитет Уфы» после расселения памятников архитектуры выделил средства на их реставрацию.

Поскольку после революции усадьба Соловьева была отдана под коммунальные квартиры, 140-летние дома пострадали не только от времени, но и собственных жильцов, вносивших постоянные изменения в исходный проект. Перепланировка с изменением расположения внутренних несущих стен и увеличением оконных проемов привела к появлению трещин и снижению прочности всей конструкции.


 
- На бывшем двухэтажном особняке было проведено укрепление фундамента и стен, имевших серьезные трещины и выбоины, – рассказывает прораб ООО «Артель» Сергей Чащин. – Фундамент, состоящий из 120-сантиметрового слоя бутового камня и известняковых плит, усиливали армированием – закладывался арматурный пояс с опалубкой на глубину метр восемьдесят и больше. Для отвода грунтовых вод был сделан дренаж. В стенах заделаны трещины, пришедшая в негодность старая штукатурка аккуратно удалена и заменена новой. Мы постарались максимально сохранить декоративные элементы экстерьера обоих домов, прежде всего красивую деревянную резьбу. Элементы резьбы были сняты, восстановлены с использованием современных технологий и после нанесения защитного покрытия возвращены на место.

На примере усадьбы Соловьева становится понятным, что качественная реставрация ветхих памятников архитектуры требует времени и стоит немалых средств, нехватка которых представляет основную проблему.

 - Стоимость реставрации каждого объекта сильно разнится, но в качестве характерного примера могу привести здание Большого театра Москвы, реставрация которого обошлась в пять раз дороже постройки аналогичного нового здания и заняла в три раза больше времени, - пояснил Вали Каюмов.

Музейный подряд

Нередко деревянные памятники архитектуры сильно мешают комплексной застройке. Отсюда вдруг возникающие пожары – как способ уничтожить ветхое строение и забыть. Выходом может стать создание Музея деревянного зодчества, куда можно было бы переместить попадающие в зону застройки исторические дома. Эта идея, которую уже реализовали многие российские города, в Уфе обсуждается последние 20 лет. Изначально музейный комплекс планировалось создать на месте древнего городища Уфа-II, просто собрав в одном месте исторически ценные деревянные дома и накрыв их стеклянным куполом. Но затем эта концепция была кардинально переработана.



На территории в десять гектаров, ограниченной улицами Менделеева, Сагита Агиша, проспектом Салавата Юлаева и парком Лесоводов Башкирии, было запланировано создание не просто музея, а познавательно-культурного и досугового центра, разделенного на две тематические зоны: старая Уфа с восстановленными памятниками местной деревянной архитектуры, и международная деревня с образцами домостроения народов мира. Расходы на перенос архитектурных объектов и приведение их в надлежащий вид должны были взять на себя фирмы-застройщики. Также в музее планировалось воссоздать утраченные памятники архитектуры, память о которых сохранилась только на старых фотоснимках. Это здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (располагалось по улице Мустая Карима, 38), летняя дача Зайковых (находилась на ул. Менделеева, 160) и снесенный в начале 90-х Видинеевский театр, стоявший в Саду имени Сергея Аксакова.
В 2015 году среди архитекторов и авторских коллективов был объявлен конкурс на лучший проект будущего музейного комплекса, но никакой конкретики по перспективам его создания в настоящее время нет.



Вместе с тем потребность в нем существует, тем более что в Уфе уже был удачный пример создания такого рода объекта. В начале 1980-х квартал, прилегающий к Дому-музею Ленина, был отдан под мемориальный комплекс, где удалось воссоздать уголок Уфы начала XX века, который в свой приезд мог видеть Владимир Ильич. Для этого отреставрировали два кирпичных особняка, а 14 деревянных домов возвели заново по канонам дореволюционной архитектуры. К сожалению, в 2002 году мемориальный комплекс снесли, а его территорию отдали под застройку офисами и элитным жильем. Сейчас понятно, что это решение было большой ошибкой, а наш город очень нуждается в подобном объекте.

- Исторические строения должны жить в контексте своей эпохи, то есть сохраняться группой или кварталом, а одинокий деревянный домик среди массива многоэтажек будет выглядеть как-то странно, - считает Вали Каюмов. – В свое время на территорию будущего музея на Сагита Агиша планировалось перенести деревянные дома из квартала между улицами Новомостовая, Пушкина и Заки Валиди. Они были разобраны и впоследствии сгнили при хранении под открытым небом. Я надеюсь, что музейный комплекс деревянного зодчества все же появится в Уфе, ведь от этого зависит сохранение многих уникальных по красоте исторических домов, которые могут поглотить застройка и время.
Автор: Алексей Фатыхов