Привидения, легенды и загадочные явления: репортаж из "нехороших мест" Уфы

Привидения, легенды и загадочные явления: репортаж из "нехороших мест" Уфы

Наш корреспондент Екатерина Маркова разузнала подробности и посетила аномальные места и старинные кладбища столицы

По ту сторону света

В самом центре Уфы, чуть в стороне от шумной магистрали, есть небольшой, в пять домов, переулок. Некогда он носил название Георгиевского, затем Цехового, а больше полувека назад за ним закрепился адрес – улица Дорофеева. Здесь, как в лоскутном одеяле, соседствуют друг с другом разные эпохи. Вот в самом начале стоит прижимистый кирпичный особнячок Ф.П. Павлова конца XIX века, напротив – шедевр сталинской архитектуры «Старый дом большевиков», вокруг которого скромно примостились «обкомовские» пятиэтажки. И над всем этим словно нависает 10-этажная громада из «бессеровского» кирпича, похожая на мрачный готический замок.
Жильцы этого дома - люди в основном статусные, поэтому говорить открыто о своих страхах не хотят. Однако многие видели и чувствовали здесь нечто такое, что невозможно объяснить с точки зрения логики. Проскользнула едва уловимая тень, зашипела кошка на невидимого гостя, а то и раздались какие-то незнакомые голоса… Рассказывают, что даже приглашали и муллу, и попа. Но не помогло, дом продолжает пугать своих обитателей. А может, причину странных событий стоит поискать в прошлом?



…Уфа начала 1930-х, советская власть укрепилась и на «обломках самодержавия» активно строится новая жизнь. Ее творцы безжалостно расставались с символами прошлого, и один за другим исчезали с городских улиц храмы. В 1931 году пришел черед Успенской церкви. Белокаменный храм рухнул под ударами строительной техники, а на его месте в кратчайшие сроки был построен элитный жилой дом на 24 квартиры. Хоромы для «старых большевиков» спроектировал не кто иной, как пятиюродный брат поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, приглашенный на должность главного архитектора треста «Башпроект».
Здание и сегодня стоит в тени небольшого скверика. Дом по-прежнему жилой и мало чем изменился за восемь десятилетий. Два крыла венчают полукруглые эркеры, что придает ему внушительный вид. А оформленная в виде полукруга подъездная территория словно повторяет очертания давно ушедшего в небытие храма.



Первых, а уж тем более последующих жильцов, ничуть не смущало, что на территории двора (огороженного церковной оградой), где был вырыт ледник для хранения припасов, покоятся прежние поколения уфимцев, в том числе знатных горожан. Среди них коллежская советница Анна Васильевна Верстовская, Романовские, Федоровы, Евтюгины. Здесь, на Успенском кладбище, нашли последний приют надворный советник Иван Ларионович Березовский, генерал-губернатор Александр Александрович Пеутлинг.

Кладбище закрыли в 1824 году, но в некоторых случаях делалось исключение. Так, в 1872 году, сорвавшись с лесов, здесь разбился молодой иконописец Николай Перлин. Его похоронили у алтаря Михаило-Архангельского придела.
Уповать на то, что новоселы не знали историю этого места, не стоит, по их же собственным рассказам (только тогда они уже именовались старожилами) последние надгробия вывезли отсюда после войны. Тем не менее долгое время здесь даже разбивали огородики, радуясь богатому урожаю.

Точные границы погоста не установлены, но по заверениям местных жителей, когда в 1996 году по соседству строили кирпичную высотку, в котловане находили человеческие кости и черепа…



Два элитных дома, две эпохи и одна на двоих история. Стены зданий сегодня украшают памятные таблички, - в разное время здесь жили выдающиеся личности нашей республики: градоначальник Уфы и председатель Госсобрания РБ Михаил Зайцев, генерал-майор Флюр Субаев, ученый-первооткрыватель нефти Кадыр Тимергазин, председатель Президиума Верховного Совета БАССР Рахим Киреев… В скверике, что хранит в себе столько воспоминаний, установлен памятный камень с плитой, на нем следующий текст: «На этом месте в честь 100-летия будет открыт сквер имени Мидхата Закировича Шакирова, первого секретаря обкома КПСС (1969-1987 гг.) Героя Социалистического Труда (1981 г.), кавалера пяти орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени). Только нет нигде даже короткого слова, о том, что было здесь до 1931 года…

Сила забвения

Квартиры и дома с видом на кладбищенский забор, как правило, всегда уступают в цене. Далеко не каждый будет рад такому соседству. Хотя в списке «неблагоприятных видов» они значатся после больниц и промзон.

- Ко мне не раз обращались представители риелторских компаний и застройщиков с просьбой дать справку, что дом находится не на погребениях, - говорит председатель археологического общества, кандидат исторических наук Илшат Бахшиев. – Необходимость такого документа объясняли мнительностью клиентов.

На территории Уфимского полуострова действительно немало старых кладбищ, некоторым минуло уже несколько тысячелетий, другие еще не стерлись из памяти ныне живущих. Одни исследованы, другие скрывают свои тайны под толщей земли.
- Из 95 известных археологам памятников 36 приходится на погребальные, - продолжает Бахшиев. – В основном они датируются эпохой раннего Средневековья. Самые крупные – Дежневский, Новиковский, Чайка, Галановский, Глумилинский. Какие-то из них изучены, другие недоступны из-за плотной жилой застройки.



Этим летом в городской черте проводились археологические раскопки Ново-Уфимского могильника на улице Валиди, так как на месте снесенного частного сектора планируется строительство новых корпусов общежития БГУ. Находки оказались весьма интересными – 15 погребений раннего железного века под фундаментом домов XVIII-XIX столетий.
Удивительно, но в Уфе память к умершим пращурам никогда не значилась в списке первых добродетелей. По оценке специалистов, и сегодня около 70 процентов могил на действующих кладбищах поросли бурьяном и обветшали настолько, что их можно признавать бесхозными. А в начале века при ломке старых домов, случалось, находили могильные плиты в печной кладке.

Тревожная зона

Детский смех и звук торопливых шажков - что в этом пугающего? А если слышится это в безмолвных коридорах большого здания, да еще в ночную смену? Слава нехорошего места давно закрепилась за серым оплотом всей официальной журналистики республики. Даже закоренелые скептики не раз рассказывали, как засидевшись допоздна над статьей, стремглав спускались по лестнице, гонимые чувством необъяснимого страха. «Чему удивляться, ведь Дом печати стоит на костях», - решило большинство. Но так ли это? Общеизвестно, что Ново-Ивановское кладбище возникло в начале прошлого века за пределами тогдашней городской территории. В 1960-х годах погост закрыли, а останки частично перезахоронили. Но учитывая, что более полувека здесь хоронили уфимцев, в земле осталось еще много погребений. При строительстве заводских корпусов, «Огней Уфы», да и просто ремонтных раскопках, строители не раз тревожили покой усопших. Последний раз - при строительстве спортивного комплекса экскаватор срыл сектор с детскими захоронениями. Но до границ Дома печати погост не доходил. Об этом говорят и местные старожилы.



- Когда мы переехали, здесь была глухая окраина, - вспоминает доктор исторических наук Айслу Юнусова. - На месте торгового центра «Три кита» (бульвар Ибрагимова, 88) располагался ипподром. После школы мы часто бегали смотреть на лошадей. А там, где сейчас возвышается Дом печати, стоял небольшой домик, у его хозяйки мы покупали яйца и молоко. В сквере Худайбердина до сих пор сохранился шикарный куст боярышника, оставшийся от старого сада.

Ее отец, видный историк–этнополитолог, один из авторов проекта Конституции РБ Билал Хамитович Юлдашбаев, получил комнату в новеньком, только что сданном доме по улице Краснодонской (бывшая Пензенская, 26) в мае 1955 года. Айслу Билаловна вспоминает, что в 60-е окрестности Ново-Ивановского погоста представлял собой разномастный частный сектор. По заросшим травой дворам протекала грязная речушка, убегающая куда-то в сторону бульвара Ибрагимова.

И этот факт мог бы подтвердить еще одну версию возникающих в здании аномальных явлений. Сторонники теории геопатогенных зон считают, что Дом печати стоит на одном из таких разломов. К тому же под ним проходит подземный поток, который повышает проницаемость и тем самым усиливает влияние негативных факторов.

Город-призрак

Еще одним местом № 1 остается заброшенный поселок на окраине Уфы – Новоалександровка. Переселение из промзоны началось в 70-х, а завершилось лишь в 1997-м. Старые телевизоры, утварь, сломанные игрушки – все, что сегодня становится объектом фотосессий в «сталкерском» стиле, - просто ненужные вещи, которые не стали забирать в новый дом. Тем не менее вместе с подростками здесь бродит немало призраков. Например, в подвале разрушенного ПТУ № 12, где готовили шоферов, слесарей, бродит дух убиенной девушки. Ее часто видят те, кто пробирается в «красную комнату». Всем известная Больница скорой помощи №16 (которая не с добра располагалась в парковой зоне) получила прозвище «абортарий». Легенда гласит о множестве незаконных абортов, в результате которых погибали не только нерожденные дети, но и женщины.



Как бы то ни было, истории о привидениях нравятся людям. На этом первородном страхе перед смертью и непознанном одни пытаются заработать, а другие – объяснить с точки зрения рациональности. Еще со времен Эйнштейна существует теория, согласно которой любая материя (или энергия) во Вселенной не исчезает, а просто переходит из одной формы в другую. Если рассматривать внутреннюю сущность человека как вид энергии, то она никуда не может деться. Так ученые объясняют паранормальные явления… микроклиматом. В излишне пыльных, душных помещениях призраков обычно видят чаще, а все потому, что возрастает количество тяжелых ионов в воздухе. И тогда люди начинают испытывать тревогу, страхи, головную боль, беспричинную усталость и раздражение. А ведь именно так описывают свои ощущения очевидцы, побывавшие в «нехороших» домах.

Екатерина МАРКОВА.
Фото Валерия Шахова.