Уфимский полк (Продолжение)

Уфимский полк (Продолжение)

97-й стрелковый полк РККА был сформирован в декабре 1918-го года. Впрочем, тогда он был 81-м стрелковым имени тов. Подвойского и костяк его составляли  красные партизаны далекой Черниговщины (кстати, именно там, в 1943-м, погиб генерал М. Шаймуратов).

Встреча с мамонтовской конницей

Командовал им «тов. Чужихин» - про краскомов тогда было принято говорить просто, без «старорежимных чествований», тем более что они зачастую не назначались, а просто выбирались из числа наиболее авторитетных  и опытных бойцов. И хотя в революционной прессе того времени и говорилось о красных офицерах, но сам термин считался контрреволюционным и в обиходе не использовался…

В тяжелых боях под шахтерской  Юзовкой (ныне – Донецк)  в Екатеринославской губернии  (а Екатеринослав теперь  - Днепропетровск, превращенный нынешними властями Украины в безликий Днепр), в феврале 1919 года полк принял боевое крещение, но потерял подряд  двух командиров – новым стал «тов. Кабанов». Под его началом 81-й полк, отходя под напором деникинцев на север, принял в свои ряды «отряд  тов. Шкуро» численностью в 400 человек. Вряд ли этот Шкуро был тем самым,  знаменитым белым казачьим генералом, скорее всего это был просто его однофамилец, тем более, что вскоре был ранен и покинул полк.   Но перед этим был тяжелый переход в район Курска (как раз началось самое мощное, но и последнее наступление Добровольческой армии на Москву). Там полк был окружен и был вынужден прорываться к своим с боем.  Затем он сражался под Орлом. Тогда войскам генерала Деникина оставалось до Москвы совсем немного -  несколько часов на поезде и все! -  но это были уже крайние пункты мощного некогда порыва белых – их силы таяли в непрерывных боях. А осенью пришел черед наступать Красной армии.

Однако 6 ноября 1919 года у города Старый Оскол 81-й полк оказался на острие контрудара конного корпуса ген. Мамонтова, который бросил всю свою конницу в рейд по тылам советских войск. У хутора Косых полк подвергся массированной атаке превосходящих сил врага,   но с честью выдержал натиск и даже перешел в контратаку.  Внезапным ночным ударом он разбил один из мамонтовских полков, захватив при этом штаб самого  генерала. Впрочем, Мамонтову тогда повезло...

И орден, и знамя

За доблесть и мужество, проявленные в этих боях,  6 декабря 1919 года  9-я стрелковая дивизия, в которую входила 27-я  бригада, состоявшая из 79-го, 80-го и 81-го стрелковых полков,  была отмечена за отвагу,  проявленную в боях с деникинцами, а 81-й полк от имени Моссовета был удостоен  высшей награды Республики – ордена Боевого Красного Знамени.  После этого был влит в состав ударной группы под командованием  Семена Буденного и 8 января 1920 года принимал участие во взятии Таганрога, а в марте  - Ростова-на-Дону.

Однако в конце марта 20-го года во время боев на Кубани ослабленный потерями и вспыхнувшей эпидемией тифа, полк снова попал в окружение. Он отбил несколько атак  белой кавалерии  при поддержке бронетехники, но был,  в конце концов, разгромлен  под станицей Новоминской. Во время этих боев прославился своим подвигом знаменщик Щербаков; когда офицерский отряд напал на штаб полка, он сумел вынести  знамя из огня, спрятал его в стогу сена и четверо суток  неотступно оберегал, пока не пришла помощь.  Остатки полка были выведены на переформирование, а в июне 81-й вновь возрождается, приняв пополнение из «заградотряда тов. Дедюкина» в 9-й армии.  В августе 1920 года сражался с отрядами донских казаков полковника Назарова и с десантным корпусом генерала Улагая на Кубани.

Затем вновь Юзовский промышленный район, где вся  9-я стрелковая дивизия,  в которую входил и 81-й полк под началом  «комполка тов. Шереметьева», 2 октября 1920 года, прямо с марша бросается в бой с частями генерала Врангеля. 42-я  бригада красных  разбита, 7-я кавалерийская дивизия отступает, но бойцы 9-й дивизии восстанавливают положение, несмотря на жестокий огонь вражеских бронепоездов. В результате враг остановлен и отброшен, а 9-я дивизия за отличия в бою удостаивается  Красного Орденского знамени.  Трудно сказать, что представляло из себя  «орденское знамя», но,  скорее всего, это было наградное боевое знамя, являвшееся в те времена одним из высших коллективных воинских отличий РККА.

С Кавказа на Урал

Гражданская война между тем заканчивается, красные теснят неприятеля, и 81-й полк завершает свой поход  участием  во взятии Керчи.  Однако еще остаются совсем не лояльные к Советской власти  сепаратисты и националисты Кавказа и в первую очередь, меньшевистское правительство Грузии, которое, чувствуя, как уплывает из рук власть, сделало ставку на  турецких и английских интервентов. В феврале – марте 1921 года начался Кавказский поход Красной армии против грузинских сепаратистов и спровоцированных на восстание горских  племен; 81-й полк вновь отличился, взяв неприступный горный аул Гурдали. 

На Дальнем Востоке война будет продолжаться еще целый год, но в европейской части России жизнь постепенно переходит на мирные рельсы, хотя забот в разрушенной стране отнюдь не убавилось – в Поволжье и в Башкирии в том числесвирепствует голод, люди гибнут от «испанки» и тифа. 81-й полк перебрасывают в Пензу и переименовывают в 289-й стрелковый: под этим номером осенью 1921 года полк переводят в Оренбург, где с февраля по апрель 1922-го он гоняется за некими «бандами Серова».  22-23 мая в воинскую часть  прибывает  главком Советской республики С. Каменев и  «находит ее блестящей!». После этого полк  становится 97-ым стрелковым и в начале лета  перебрасывается в Уфу, где  его ряды  были пополнены за счет личного состава 200-го стрелкового полка.

И был праздник

А спустя всего полгода, 6 декабря 1922 года,  вместе с 97-м стрелковым полком Уфа отмечала третью годовщину со дня награждения его Московским советом рабочих и крестьянских депутатов (МСРКД) орденом Боевого  Красного Знамени за боевые отличия на Южном фронте. Красноармейцы хорошо подготовились к празднику: отремонтировали казармы,  в которых поселились после летних лагерей, заготовили топливо на зиму, запаслись продуктами, что в условиях голодного времени было не так-то просто. Но помогли шефы, а их у новой воинской части оказалось немало, и среди них были такие организации, как Башцентросоюз, Башгут, Башсовнарком, Горсовет (в те времена любили такие сокращения) и другие, к примеру, уфимские печатники и недавно созданная ими Школа ФЗУ (ныне это Уфимский профессиональный колледж). Короче говоря, это был праздник для всего города.

В парадном строю

Все началось утром  6 декабря  с  традиционного  военного парада, которые, как правило, проходили  в  центре города   в районе  нынешних улиц  Ленина и Коммунистической, так что и этот, скорее всего, прошел там же.  Потом состоялся митинг, а в 15 часов – торжественное заседание в полковом клубе, совмещенное с праздничным обедом, на котором присутствовали почетные гости. Причем не только те, кто шефствовал над полком, но и те над кем шефствовал сам 97-й. А таких тоже хватало, ведь  в предыдущую  голодную  осень 21-го года  по всей Красной армии прошла «противуголодная  компания»: все командиры и красноармейцы делали отчисления от своих пайков и жалованья в пользу  голодающих Поволжья, и в первую очередь  детям. А в Башкирии  7 ноября 21-го года были открыты «красноармейские детские дома», в которых нашли приют 550 ребят.

 

(Окончание следует) Начало читайте здесь
Автор: Геннадий ШЕВЕЛЁВ, историк