Каролина Ковальская: таинственная и легендарная

Каролина Ковальская: таинственная и легендарная

Копна золотисто-русых волос, манящий взгляд серо-зеленых глаз. Флер таинственности уже в звучании нерусского имени. В середине прошлого века одной из самых привлекательных женщин и законодательниц моды в Уфе была Каролина Ковальская, для родственников и друзей просто Лелька.

Лелька была певицей, причем одаренной и профессиональной. В 1950 году Лелька пела в эстрадном оркестре лучшего кинотеатра Уфы "Октябрь". Пожилые уфимки до сих пор восторженно рассказывают, какой обворожительной была эта Ковальская. Не женщина, а праздник: вся в шелках и бархате, в неподражаемых шляпках, с причудливо изогнутыми полями и вуалькой в мушках, она являлась примером для подражания всего женского населения города. Поклонницы после работы торопились в кинотеатр, стремясь попасть туда задолго до сеанса, чтобы успеть разглядеть Лелькин наряд, "срисовать фасончик". Ну и, конечно, послушать в ее исполнении "Ехал я из Берлина", или "Синий платочек", "Старый парк" или "В городском саду". Репертуар Ковальской был обширен, также она обожала петь джаз, в то время находившийся под страшным запретом.

Говорили, что она самая что ни на есть "гордая полячка", то ли дочь, то ли жена иностранного шпиона, высланная в Уфу за неблаговидные деяния пана Ковальского. Молва приписывала Лельке жутко ревнивого мужа-офицера, военного летчика, прямо-таки мавра, безумно влюбленного в прекрасную полячку и окружившего ее небывалой роскошью.

В 1953-м Лелька вместе с оркестром перебралась в новый кинотеатр "Родина", где зеркально-мраморные интерьеры еще больше подчеркивали ее нездешний облик.

Потом она вдруг исчезла, и все решили, что Отелло окончательно запер соловья в золотой клетке.

Из-за довольно ранней Лелькиной смерти имя ее еще больше обросло легендами. Теперь, много лет спустя, благодаря счастливому случаю, я могу рассказать настоящую историю Лельки.

Все началось почти сто лет назад, когда во время Первой мировой войны в Башкирию занесло молоденького поляка-беженца, уроженца Люблина Юзика Ковальского. Женившись по большой любви на городской барышне Аннушке, Юзик не стал возвращаться на родину. Счастливый брак принес трех сыновей, а в 1927 году долгожданную дочь Каролинку. В 1938 году глава многодетного семейства был арестован и объявлен врагом народа. Больше ни жена, ни дети его не видели, лишь в 1959 году им пришло извещение о его посмертной реабилитации.

Лельке повезло. Ей не напоминали о том, что она дочь врага народа. Обладая прекрасным голосом, она выучилась - и не где-нибудь, а в самой Гнесинке, и стала певицей.

Жила Лелька в Уфе, в доме дореволюционной постройки. По преданию, его еще в 1840-х возвел уфимский дворянин с французской фамилией Бонье. Жить в этом доме, толстые стены которого, казалось, впитали запахи и звуки отшумевшей эпохи, было комфортно. Лелька была здесь счастлива. И это счастье дарил ей Леша, военный летчик - тот самый офицер-ревнивец, но вовсе не такой, каким его расписывала молва. Наоборот, благородный и умный. Летом, по выходным, во дворе дома Бонье, они часто устраивали танцевальные вечера под патефон. Собирались соседи, друзья. Никаких горячительных напитков, "брызги шампанского" только в звуках музыки. Рядом в палисаднике цвели георгины и гладиолусы, посаженные Лешей для Лельки. Счастья обоим прибавило рождение дочерей Ульяны и Алены.

Лучшие годы жизни Лелька работала солисткой Башгосфилармонии, часто и много выступала с концертами, ездила на гастроли. Она пела эстрадные, народные песни, русские романсы, арии из опер и оперетт. Ее узнавали всюду, писатели и композиторы при встрече с ней снимали шляпу.

Рашида КРАСНОВА