Уфимская крепость: встреча в модельной библиотеке №4

Уфимская крепость: встреча в модельной библиотеке №4

На днях в уфимской Модельной библиотеке № 4 собрались дамы серебряного возраста, чтобы послушать рассказ Ирины Ивановны Бакке об Уфимской крепости, который  вызвал неподдельный интерес у собравшейся аудитории.  

Прежде чем Ирина Бакке приступила к рассказу, Марина Круль на творческой встрече поведала о том, какое место занимал родной город Уфа в жизни поэта и писателя Сергея Круля. Он родился в Уфе и посвятил городу свои произведения. Прозвучали записи его песен. Нежные мелодии заворожили слушательниц. Были прочитаны отрывки из книги «Легенды Уфимского Кремля». Образ старой Уфы и имя Сергея Круля задали камертон литературной гостиной.



Ирина Ивановна заглянула далеко в прошлое, когда башкирские племена испытывали сильнейшее влияние ногайцев. Башкиры кочевали в пределах нынешней Уфы и ее окрестностей, и кочевья их охватывали десятки верст. Нелегкие это были времена. Вспомним городище «Уфа-2».

С падением Казани и присоединением казанских земель к Русскому государству история уфимских земель получила новый виток развития. Вместе с Ириной Ивановной читатели разложили возведение Уфимской крепости, что называется, по полочкам.

Под руководством воеводы Ивана Нагого дружными усилиями московских стрельцов в 1574 году в месте, где сегодня высится Монумент Дружбы, были выстроены Троицкая церковь, приказная изба, пороховые и продовольственные цейхгаузы и магазины (склады), дом воеводы, канцелярия, гауптвахта. Стрельцы стали нести сторожевую службу и охранять башкирские племена от набегов ногайцев. В 1586 году Уфимская крепость получила статус города.

Независимо от читательских симпатий, история всегда вызывает уважение и сопереживание. Так и в этот раз участники встречи пережили вместе с уфимской инвалидной командой крепости трагичные моменты ее осады пугачевцами в 1773-1774 годах. Следует подчеркнуть, что башкиры считались мирным народом, и обязанности по защите исполняли инвалиды, то есть солдаты, уже отслужившие положенные 25 лет и которым было некуда возвращаться.



Город рос и благоустраивался. В XIX веке радикальные перемены в его архитектурном облике были связаны с планом Вильяма Гесте (в России Василий Иванович), шотландца на русской службе, который был сотрудником знаменитого архитектора Чарльза Камерона, который в 1810-1830 годах стоял во главе всего градостроительного дела в России. Гесте лично приезжал в Уфу. Старая часть Уфы получила продолжение с образованием нового центра и широкой сетью улиц, группировавшихся вокруг Гостиного двора.

Неожиданным и ярким дополнением к рассказу Ирины Ивановны стало сообщение, переданное библиотеке уфимским краеведом и журналистом Анной Павловной Масловой, об отважном французском монахе Гильоме де Рубруке и о его посещении кочевнических владений в XIII веке, столь выпукло описанных в известной поэме Заболоцкого. Он поведал о жизненном укладе кочевников, об основополагающих началах их семейного быта, вплоть до дойки кобылиц и приготовления кумыса и корота (сушеного кислого творога). Это еще раз доказало, что Уфимская крепость возникла не в пустоте. Здесь жили люди, и крепость прочно соединила вехи исторического пути башкир с русским народом, знаменовала собой исторически закономерную преемственность новых поколений и эпох.

Создалось стойкое впечатление, что гости библиотеки предприняли совместное историческое исследование уфимского края. Они радовались, удивлялись, комментировали и дополняли повествование, каждый по-своему, но все были едины в пожелании Уфе процветания и счастливого будущего!

Анна Маслова