Культура, Афиша
"Королек птичка певчая" скоро в Уфе
С известным восточным романом мы скоро снова увидимся на сцене Молодежного театра имени Мустая Карима
И нас снова ждут чарующая музыка, берега Босфора и романтическая история о сложной судьбе и настоящей любви дочери майора турецкой кавалерии прекрасной Фериде. Самые интересные страницы известного романа писателя Решата Нури Гюнтекина «Королек птичка певчая», события которого происходят в начале XX века, воплощает на сцене известный режиссер Ильдар Гилязев, специально приехавший для этой работы из Москвы. Он уже не раз радовал нас неординарными яркими постановками и сейчас мы ждем от него такой же. Интрига задана! В постановке много песен, задействованы лучшие артисты, а тема Востока и любви сама по себе очень магнетическая. Репетиции идут полным ходом – для артистов задан напряженный темп, они вживаются в образ, учат песни, примеряют костюмы… Кстати, в постановке участвуют и совсем юные артисты (в спектакле будут сцены, где показано детство главной героини) и перед ними тоже есть своя серьезная творческая задача, в сторону игры и развлечения.- Мы стараемся сделать постановку классической, - говорит Ильдар Габдуллович, - и достаточно бережно относимся к тексту Гюнтекина.
Напомним, что мы, зрители, еще 1990 году познакомились с экзотической турецкой культурой, посмотрев сериал «Чалыкушу. Королек - птичка певчая». Помню, как наше внимание было буквально приковано к экрану телевизора, и мы все переживали за главную героиню (в ее роли была звезда турецкого кино Айдар Шенер) с ее чарующим восточным взглядом, часто полным слез или, наоборот, сияющим от радости. А кто-то вслед за этим прочел книгу, и говорят. что она интереснее. Изначально же произведение было написано в форме пьесы из 4-х частей и называлось «Девушка из Стамбула», но роман в те годы оказался востребован больше. Ну что ж, все течет, все изменяется, и возвращается на круги своя. Была версия книги, сериала, даже балета, а теперь мы будем знакомиться с пьесой… Кстати, интерес к произведению подогревается еще и тем, что есть догадки, что главный персонаж во многом не вымышленный, это прообраз сестры писателя, а события, где происходит действо - Французский лицей Богоматери в Сионе, где училась Фериде, - существует и работает по сей день и находится в квартале Харбийе престижного района Стамбула Шишли. Но вернемся к нашей постановке.
Ожидаемый спектакль будет музыкальным. Композитор Урал Идельбаев специально к нему написал 12 песен. (Одну из них довелось услышать в момент репетиции, главные герои пели очень проникновенно о неразделенной любви, которая бьет прямо в сердце). И я заметила композитору:
– Невероятно красивая песня! Она наверняка станет хитом.
- Представить «птичку певчую» без музыки невозможно, - сказал Урал Марсович, - Если вспомнить сериал (кстати, эта экранизация не первая, была еще в 70-х), то кажется, что не было музыканта, который бы не смог воспроизвести главную его музыкальную тему. Каждый желающий произвести впечатление в дружеской кампании, начинал наигрывать ее. Новые мелодии к спектаклю у меня родились, конечно, не сразу. Но это была такая вдохновляющая работа… Знаете, композитор тоже работает по плану, он служит театру и ждать вдохновения не приходиться, но здесь творчество шло, как по наитию). Когда спектакль получается удачным? Когда угол зрения на действо у композитора, режиссера и всей постановочной группы совпадает. У нас так и идет. И постановка обещает быть атмосферной, а музыка – ее серьезная составляющая.
Композитор заметил, что самые известные наши национальные спектакли такие, как «Башмачки», «Голубая шаль» - музыкальные. Обещает что и «Королек, птичка певчая» будет в этом же ряду. Молодежный богат на поющих артистов и это, безусловно, его преимущество и одно из важных достоинств.
Композитор рассказал, что когда готовился к этой постановке, ему помогла в этом и поездка в Стамбул (ездили с гастролями спектакля «Нэркэс», тоже постановка Ильдара Гилязева). В турецкой столице искали настоящих этнических музыкантов, и в одном из ресторанов их нашли. Здесь звучали колоритные турецкие ут и канун.
- Наша задача была послушать эти инструменты, так сказать проникнуться, но в какой-то момент, в перерыве, когда турецкие музыканты отдыхали, один из нашей кампании встал и заиграл на курае известную мелодию - Yesterday. Это всем понравилось! Так мы подружились, завязалось общение.
Новые друзья показали нам инструменты. Кстати, ут и канун могут звучать так красиво и самодостаточно, что можно делать только на их основе концерты. А для нас это дало понимание, как должна звучать музыка в нашей новой постановке.
Песни передают траекторию развития образа, по-своему раскрывает темы детства, неразделенной любви, это и радость и боль, и надежда.
Говорят лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В данном случае это очень верно. Заглянув за кулисы и увидев краешком глаза репетицию. замечу, актеры отдаются постановке на все сто процентов, и уже «живут» в этих образах. В главных ролях задействованы актеры - Лилия Искужина , заслуженный артист РБ Ильнур Лукманов, в дубле Салават Юлдашбаев). Премьера спектакля ожидается 6 и 7 марта.
Лилия ЗИМИНА.