Новая выставка в галерее "Урал"

Новая выставка в галерее "Урал"

В галерее народного искусства «Урал» Республиканского центра народного творчества в канун Дня республики начала работу выставка произведений студентов факультета изобразительных искусств УГИИ имени Загира Исмагилова.

Выставочный проект получил название «Цоколь-2». В этом контексте слово «цоколь» приобрело неожиданную многоплановость смысла. Цоколь - это нижний служебный этаж общежития Института искусств, где расположены учебные мастерские с видом на Аксаковский сад, цоколь - некое подножие, стартовая точка пути молодых живописцев, графиков, скульпторов к вершинам творчества, цоколь - элемент городской архитектуры, в антураже которой разворачивается действо большинства представленных работ.

Урбанистические пейзажи Лидии Кирилловой тонко передают прелесть привычных уфимцам городских улиц и перекрестков с высотными домами, окутанными синими сумерками раннего вечера, или нахохлившихся избушек на фоне новостроек Инорса, тайнопись освещенных окон, отблеск зеленых огней светофора на мокрой мостовой.



В гравюрах Алсу Диваевой, где ее лирическая героиня ходит, смотрит на домики Архиерейской слободы с их резными наличниками и покосившимися штакетинами сквозного забора, прячется добрая, чуть насмешливая улыбка.

На офортах Арины Николаевой дверь, распахнутая в утро, сменяется каскадом лестничных маршей и обнажившимися из-под штукатурки кирпичами старого дома с высокими окнами.

Фотографии Анны Лобановой вводят зрителя в мир грузинских селений, притулившихся на склонах гор, куполов древних храмов, причудливых подробностей старинных строений.

Подобно гигантскому водовороту, город втягивает в себя множество тысячелетних легенд и современных реалий. Задача художника - извлечь их, осмыслить и органично вписать в структуру своего видения.



Так возникает в скульптурном воплощении у Вадима Хасанова ангел Израфель, не тот Исрафил, что именуется в Коране вестником Страшного суда, но тот, который в поэтических строках Эдгара По, а затем в переводе Бальмонта, приобрел черты райского сладкопевца. «На Небе есть ангел, прекрасный, и лютня в груди у него. Всех духов, певучестью ясной, нежней Израфель сладкогласный, и, чарой охвачены властной, созвездья напев свой согласный смиряют, чтоб слушать его». Или Фафнир Евгения Теличко, персонаж кельтских мифов, погубленный жаждой золота, за миг до своего превращения в страшного дракона на страже сокровищ Нибелунгов.

Так водолазы на терракотовом «блюдце» Дарьи Зайцевой повторяют плавные движения ундин, Бегемот Ирины Шотт держит в когтистой лапе гаечный ключ, собираясь примус починять, ветер, повинуясь замыслу Юлии Кутуевой, словно жестокий Борей, гнет и волнует деревья.

Спокойно взирают на всю эту пеструю круговерть скульптурные портреты наших современников работы Адель Усмановой, Дилары Шарипкуловой, знакомых нам Ирины Шотт и Вадима Хасанова.

Свежую, отчасти «хулиганскую» нотку вносят картонные инсталляции, сделанные студентами в разное время из упаковочных коробок и раскрашенные в яркие, почти агрессивные цвета. Они давно «поселились» в родном цоколе, теперь же, по настоятельной рекомендации Владимира Лобанова, куратора выставки, доцента кафедры живописи, перебрались в экспозицию. Коты, масяни, китайчата, герои комиксов, порождения собственной фантазии начинающих художников обустроились по разным углам, встали у входа, вскочили на подоконники, всем видом показывая, что здесь место силы молодых.



Анна Маслова