Культура, Афиша
Побежденная природа
На Неделе российского кино в Уфе был показан фильм Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне». Картина уже отмечена несколькими призами, в том числе и на фестивале «Литература и кино» в Гатчине.
На Неделе российского кино в Уфе был показан фильм Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне». Картина уже отмечена несколькими призами, в том числе и на фестивале «Литература и кино» в Гатчине.Экранизация классики – явление достаточно редкое. Внимание критики и зрителей картина вызвала еще и потому, что в роли Ракитина снялся знаменитый британский актер Рэйф Файнс.
Режиссер откровенно признается: «Мы долго не могли пройти всевозможные конкурсы, нас все время отстраняли и говорили открыто: «Классика никому не нужна. Народ не будет ходить в кинотеатры». Но Рэйф верил в нас и постоянно поддерживал. Именно это и послужило огромным стимулом к работе».
Начнем с названия. Оно, как правило, выражает замысел автора. «Две женщины» - две истории любви? На первый взгляд кажется, что ее в фильме больше чем надо. Ракитин влюблен в хозяйку дома Наталью Петровну, она и ее воспитанница Вера - в молоденького учителя. Да и Аркадию нельзя отказать в чувствах к жене. Что в итоге? Хэпиэнда не получилось. Ракитин и Беляев уезжают от греха подальше, Верочка собирается замуж за старика. Семейный покой Ислаевых хоть и потревожен, возвращается на круги своя.
Тема семьи для самого Тургенева была достаточно болезненной. Он не был женат, отношения с матерью были очень не простыми. А его многолетний роман со знаменитой певицей Полиной Виардо, за которой он ездил по всей Европе, жизнь «на краю чужого гнезда» во многом определили ностальгию писателя по семейному очагу. Свое понимание любви он вложил в уста того же Ракитина: «По-моему, всякая любовь, счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь... Погодите! вы, может быть, еще узнаете, как эти нежные ручки умеют пытать, с какой ласковой заботливостью они по частичкам раздирают сердце... Погодите! вы узнаете, сколько жгучей ненависти таится под самой пламенной любовью! Вы вспомните обо мне, когда, как больной жаждет здоровья, вы будете жаждать покоя, самого бессмысленного, самого пошлого покоя, когда вы будете завидовать всякому человеку беззаботному и свободному...
Погодите! Вы узнаете, что значит принадлежать юбке, что значит быть порабощенным, зараженным - и как постыдно и томительно это рабство!.. Вы узнаете, наконец, какие пустячки покупаются такою дорогою ценою...». Возможно, поэтому писатель оправдывает главную героиню, выбравшую вопреки своей натуре семью. Натура в своем первоначальном значении – природа - играет в фильме главную роль. Живописные картины, звуки колышущейся листвы и пение птиц словно подчеркивают превосходство естества над всем, что надуманно и неискренне. Вспомним слова Натальи Петровны, обращенные Ракитину: «Вы очень тонко чувствуете так называемые красоты природы и очень изящно, очень умно говорите об них... так изящно, так умно, что, я воображаю, природа должна быть вам несказанно благодарна за ваши изысканно счастливые выражения. Только вот в чем беда: мне иногда кажется, что... природа гораздо проще, даже грубее, чем вы предполагаете, потому что она, слава богу, здорова... Березы не тают и не падают в обморок, как нервические дамы».
Не этой ли грубости ждет она от влюбленных в нее мужчин? Но они способны только на то, чтобы ради ее спокойствия уйти в тень - уехать. Благородно. Но не это ей нужно. Между тем, сама Наталья Петровна способна открыто признаться в своих чувствах и ошибках: «Я не намерена оправдывать мое поведение... Оно было недостойно меня. Да, я ревновала к Вере; да, я мысленно выдавала ее за Большинцова, для того чтобы удалить ее от себя и от вас; да, я воспользовалась преимуществом моих лет, моего положения, чтобы выведать ее тайну, и конечно, я этого не ожидала и сама себя выдала».
Наталью Ислаеву играет не очень известная, но запоминающаяся Анна Астраханцева. Она органична в этой роли. Как всегда хорош Александр Балуев (Аркадий). Отдельно хочется сказать о великом британце. Его глазами мы видим основные перипетии сюжета. Взгляд настолько вдумчивый и внимательный, что невольно закрадывается сомнение: не наш это взгляд, не русский. Так видеть может только иностранец. Словом, Файнс тянет одеяло на себя. Возможно, поэтому образ студента, в которого влюблены обе женщины, вызывает большой вопрос: что они нашли в этом застенчивом юноше? Молодость? Что же, это достоинство исправимо. И здесь невольно напрашивается сравнение с пьесами Чехова «Вишневый сад» и «Чайка». Те же рефлексирующие герои, жизнь изрядно подкорректировала их, но они узнаваемы: Наталья Петровна – Раневская, Ракитин – Лопахин, Вера – Варя, аналогии можно продолжить. Эра любви так и не наступила. Так стоило ли бороться с натурой? Те, кто посмотрит этот фильм, сами ответят на этот вопрос.
Автор: Светлана ЯНОВА.