Ускользающий мир красок и линий

Ускользающий мир красок и линий

«Укие-э» — такое название носит графика эпохи Эдо со сценами из жизни горожан, портретами гейш, актеров театра кабуки и изображениями птиц и цветов. Заимствованное из философии дзэн-буддизма понятие подчеркивает эфемерность исчезающих мгновений и умение наслаждаться сиюминутным в быстро утекающей реке времени.

В художественном музее им. М. Нестерова проходит необычная выставка цветных японских гравюр конца XVII — первой половины XIX века. В Cтране восходящего солнца этот жанр был необычайно популярен: гравюрами украшали интерьеры домов, использовали в качестве афиш для театральных постановок, рекламы чайных домов и «веселых» кварталов. Слава признанных шедевров ксилографии создана такими мастерами, как Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ, Утагава Кунисада, Китагава Утамаро.

Выставка проходит в рамках юбилейного года музея.



«У истоков его создания стоял ваш земляк — выдающийся художник, энтузиаст и подвижник Михаил Васильевич Нестеров, который подарил родному городу впечатляющую коллекцию уникальных творческих работ — как своих, так и многих других талантливых мастеров», — говорится в поздравлении президента РФ Владимира Путина.

100 лет назад – 5 января 1920 года – в Уфе был открыт Художественный музей. В 1954 году старейшему музею России было присвоено имя его основателя – уроженца Уфы, выдающегося русского художника, академика живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). Начало собрания и основание музея связаны с его даром. Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», художник подарил родному городу коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века: 102 произведения, среди которых – полотна и графические листы Ильи Репина, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Константина Коровина, Николая Рериха и других выдающихся мастеров.



- Уникальна в собрании музея и коллекция живописи «отца российского футуризма» Давида Бурлюка: 37 произведений (портреты, пейзажи, натюрморты, кубофутуристические композиции), датированные 1915–1918 годами – временем пребывания художника в Башкирии, - говорит искусствовед Светлана Игнатенко. - По количественному составу и качественному уровню это самая крупная в России музейная коллекция произведений Бурлюка.

В собрании музея также – другие крупнейшие коллекции, в их числе: древнерусского искусства, русского искусства ХVIII – начала ХХ века, русского искусства второй половины ХIХ века, советского искусства, западноевропейского искусства ХVI–ХIХ веков. Общее количество единиц хранения в собрании музея – более 12000 экспонатов



За последние годы рядом со старым особняком Лаптевых выросло современное здание в стиле хай-тек, которое расширило площади выставочных залов, улучшило условия хранения, для чего было приобретено специальное оборудование.

- Особенно выросла популярность музея после саммитов ШОС и БРИКС, - замечает главный хранитель Валентина Сорокина. – А какие восторженные отклики мы получили от зарубежных гостей! Да и такие именитые посетители, как глава Центробанка Эльвира Набиуллина, министр культуры России Владимир Мединский, были впечатлены нашими коллекциями.

Зиля БАДРИЕВА.

Фото: сайт музей Нестерова