«Я хочу рассказать о великой земле»…

«Я хочу рассказать о великой земле»…

Режиссеры считают, что зритель пресытился сюжетами, которые происходят в Москве и Питере.

В Уфе завершился Международный фестиваль национального и этнического кино «Акбузат».

- Этот фильм основан на реальных событиях, я сама из Грозного, - рассказывает Анна Гороян – режиссер фильма «Доктор», взявшего приз за лучшую режиссерскую работу в короткометражном игровом кино. - Когда начались волнения, мы уехали в Армавир – я тогда училась в 6 классе. Но все равно многое помню и знаю. Долгое время я не могла читать и смотреть фильмы о войне – до того момента как я поступила во ВГИК. Наш мастер Александр Анатольевич Прошкин напутствовал: «Не делайте историй, похожих на творения других. Доставайте из себя, из своего сердца. Тогда я поняла, что готова говорить об этом, и началась работа над этим фильмом – мы делали его полтора года. Это история о моих близких. Образ главного героя собирательный, но в основе – личности моего папы и дяди, который был полевым хирургом на первой и второй Чеченских войнах.

Следующий фильм Анна Гороян собирается снимать об Армении.

- Я поняла, что хочу снимать в Армении, хочу, чтобы весь мир узнал, какая это прекрасная страна – с изумительной природой, с великой историей, - говорит она. - В ее истории было много тяжелых событий – многие снимают о геноциде (уничтожение армян в 1915-1923 годах на территориях Османской империи – прим. ред.), но я не хочу об этом говорить – я стремлюсь рассказать, что этому народу есть чем гордиться; мой фильм будет в первую очередь о величии Армении. Сейчас я горю этим сюжетом.

- Какой вы видите современную героиню? Массовое кино сейчас предлагает нам, за редкими исключениями, галерею похожих и однобоких образов…

- Да, если это коммерческое кино – сразу чувствуется некая заданность. Я недавно приехала с фестиваля в Таллинне (мой фильм там попал в номинацию)… так вот, там, посмотрев одну короткометражку, я поняла: герой может быть каким угодно – лишь бы режиссер верил в него, любил его. У каждого режиссера – свой герой. Если это сделано искренне, от души и, конечно, профессионально – получается особая атмосфера, которую зритель сразу ловит и тоже влюбляется в этого персонажа. А стереотипов и так уже достаточно.

- Какие фильмы о важности национального вам нравились раньше?

- Если брать мировой кинематограф, то это «Король говорит!» - фильм прекрасно раскрывает английский национальный характер. «Два дня» Авдотьи Смирновой – там хорошо раскрыта тема русской деревни. И этими двумя работами тема, конечно, не исчерпывается, она чрезвычайно широка… Так что этот фестиваль очень актуален.

… Молодой человек приятной наружности идет делать предложение девушке. Вокруг – обычный сельский пейзаж, каким он был лет 10 назад (а кое-где – и сейчас такой же): широко и без особого порядка раскинувшийся поселок, зеленые поля и перелески – природа живет полной жизнью, того же хочется и герою, и зрителю… однако путь долгий, и от попутчика жениха (выглядит он в своей красной футболке очень органично, сразу ясно – здесь у нас реализм, а не Голливуд) мы узнаем, что неизвестная девушка – далеко не первая, на ком наш красавец остановил свой взгляд… просто одна была зациклена на спорте, другая – на учебе, у третьей обнаруживались еще какие-нибудь недостатки… Возможно, если бы все кандидатки в жены были домовитыми скромницами, выбор все равно не был бы легче: ведь задача – найти единственную и неповторимую… Герой уже практически отчаялся и готов вручить свой многострадальный букет роз, а также руку и сердце, полностью доверившись свату. Наконец, тихо постучав, зашел в дом с красивым садом, где сразу за прихожей просматривалась кухня, а там милая девушка в платке и фартуке ухитрялась готовить десяток блюд одновременно. А в соседней комнате, как и полагается, при полном параде, томилась в ожидании предполагаемая невеста – и правда красавица, младшая сестра мастерицы-поварихи. Кому в итоге достался букет – думаю, читатель догадается сам… Ведь кем бы ни была жена – успешной деловой женщиной, редкой красавицей, успешной спортсменкой, увлеченным профессионалом – если она хочет счастливой семейной жизни, ей предстоит создавать уют в доме и ставить на стол сковородку с вкуснятиной. По крайней мере, на наших просторах.

- Как родилась идея вашего фильма?

- Я сейчас учусь в Санкт-Петербургском ГУ кино и телевидения, - отвечает режиссер Тансулпан Буракаева. - На втором курсе на каждое занятие мы должны были приносить свежую идею. От такого форс-мажора я вдруг вспомнила эту историю, которая действительно случилась когда-то… У меня в «закромах» еще немало сценариев. Сейчас, например, работаю над фильмом, в котором два старика едут в Оренбург судиться друг с другом.
Что касается фильмов «о национальном», сейчас их становится все больше: люди, мне кажется, пресытились сюжетами, которые происходят в Москве и Питере, стало интересно, как живут другие регионы, разные народы. Пример – «Небесные жены луговых мари», снятый на марийском (даже русским актерам пришлось учить этот язык). Российский зритель соскучился по самобытности. Отсюда же возник феномен якутского кино – те же «Тайны Чингисхана» Андрея Борисова, да и молодых режиссеров, заявивших о себе, там уже очень много. И у всех наших молодых режиссеров тоже много идей. Просто нужны финансовые возможности. А большие бюджеты, конечно, предоставляются по конкурсу – получить грант Президента РБ очень трудно. Но финансирование нашей киностудии сейчас совсем небольшое – без поддержки извне ничего не снять.

Самым ребром поставлен вопрос корней, обычаев и традиций в фильме Владимира Тумаева по рассказам ненецкой писательницы Анны Неркаги «Белый ягель». Суровой зимой ненцы кочуют вслед за своими оленями: как только под снегом заканчивается белый ягель, который едят олени, нужно, не теряя ни минуты, перемещаться вслед за ними на другое пастбище. В честь гостей полагается забивать оленя, его сердце и кровь подаются сырыми. Опасность попасться на зуб голодному волку, даже если погоняешь резвых оленей, вполне реальна. И гости в чумах героев что-то никак не появляются: ради обязательного среднего образование детей ненцев увозят на вертолете в город, и многие выбирают городскую жизнь. Тепло отцовского очага, гордая красота и доверчивость оленей, белые заполярные просторы, где можно так лихо рассекать на снегоходе, но зато совсем не ловит мобильный, теперь не про них. Вот и не дождется Алеша из города свою Анико, а сосед – сына и дочь. Только и город – это тоже борьба за жизнь: город – муравейник, где немногим удается прогрызть себе путь наверх, где нужно иметь цель в жизни, а не просто любить ее удобства. И вот сын и дочь все-таки приезжают навестить заждавшегося отца и… требуют свою долю от его достояния – оленьего стада. Туши, рога и шкуры белых красавцев должны как-то помочь им в новой жизни (но я уверена – не помогут). А про залитый кровью снег они скоро забудут. Только отец и родные снега уже не забудут предательства… Так что сесть на вертолет и уехать – значит не просто поменять образ жизни на более современный, но и кого-то предать. Хорошо, что еще остались те, кто на это неспособен. Даже если первая любовь улетела на том самом вертолете…

С голливудской зрелищностью и патриотическим размахом (правда, немного отрывочно) показана в одноименном фильме история Курманджан Датки - предводительницы алайских киргизов с 1832 по 1876 годы. Это была первая женщина, имевшая звание «Датка» - «генерал» - в Кокандском ханстве и Бухарском эмирате – хотя как раз в ее время киргизы перестали подчиняться и тому, и другому и перешли в русское подданство, сохранив значительную долю самоуправления. В юности Курманджан была просватана за нелюбимого мужчину намного старше ее – однако у нее хватило храбрости вырваться из юрты жениха и сбежать. Героиня врезается в память именно сочетанием женской нежности и мужской решительности: было и поэтическое признание в любви, вышитое на сиреневом плате и посланное правителю Алимбеку – доброму и не оставшемуся равнодушным к ее красоте. Были и кровавые схватки, в которых киргизы отстаивали свою независимость как от узбеков (Кокандского ханства), так и от расширявшейся Российской империи. Были и предательство, от которого не застрахован ни один политик, и бешеная скачка по долинам и утесам – уходя от преследователя, отважная Курманджан бросилась с высокого берега в реку прямо на коне – и выплыла на другой берег (этот кадр еще возьмут на вооружение создатели истерических блокбастеров). А для того, чтобы на ее земле по-прежнему сохранялся мир, Курманджан пришлось пожертвовать любимым сыном. И хотелось бы для порядка придраться и сказать, что, как и многие фильмы о великих людях, этот фильм злоупотребляет предсказаниями «великой судьбы» (какую напророчили сначала самой героине, а потом она – запечатлевшему ее фотографу). Но не выходит: фотографом оказывается барон Маннергейм, бывший тогда офицером российской армии. Так что о любви к родине, которая превыше всего, рассказано все верно. Недаром режиссера Садык Шер-Нияза аудитория встретила нескончаемыми аплодисментами...

Гран-при фестиваля достался документальному фильму «Вечный странник» Татьяны Скабард. Специального приза имени Амира Абдразакова за режиссерскую работу удостоился документальный фильм Илдара Матурова из Республики Татарстан «Туфан есть Туфан».

Сразу два приза - «За яркое художественное отражение истории народа» и специальный приз имени Гильвана Амирова за операторскую работу – вручили драме «Курманжан Датка».

Лучшей операторской работой судьи посчитали фильмы Акана Сатаева «Жаужурек мын бала» (Казахстан) и «Перегон» Руслана Акуна из Киргизии.

За лучшие режиссерские работы отмечены киноленты режиссеров из Москвы: среди документальных фильмов — «Юрта» Игоря Янчеглова, среди художественных фильмов в коротком метре — «Доктор» Анны Гороян, в полном метре — «Белый ягель» Владимира Тумаева.

В номинации «За лучший сценарий документального фильма» награжден фильм «Тринадцатый» Тыная Ибрагимова из Кыргызстана.

Приз зрительских симпатий достался художественному фильму «Зеркальные отражения» Наргиз Абъяр из Ирана. Фильм из Болгарии «Хлеба и зрелищ» Георги-Джеки Стоева отмечен дипломом «За вклад в развитие документального кино».

Награждены и фильмы башкирских режиссеров: приз за лучший сценарий игрового короткометражного фильма вручен работе Андрея Носкова «Личное дело», за лучшего героя документального фильма — ленте Вилюры Исяндавлетовой «Еще вьется над крышей дымок».

Почетный гость фестиваля, кинооператор Махмуд Рафиков награжден дипломом «За выдающийся вклад в операторское искусство».


Автор: Екатерина КЛИМОВИЧ.