Как устроен рынок лекарств в Башкортостане

Как устроен рынок лекарств в Башкортостане

Во время пандемии фармацевтическая тема приобрела особую актуальность. Сколько раз мы ходили в аптеку, чтобы купить хотя бы банальную маску?

А часто ли мы задумывались, как устроен этот рынок изнутри? В этом мы попросили разобраться регионального менеджера компании «Имплозия плюс» Вячеслава Сухарева.

На рынке существует несколько организаций, которые реализуют фармацевтическую продукцию. Среди них есть, как государственные, так и частные. Самые крупные – «Башфармация», «Имплозия», «Катрен», «Сиа Интернейншл». Им принадлежит 95 процентов на башкирском рынке. Остальные – более мелкие, их доля совокупно составляет порядка 5 процентов. Эти организации снабжают своей продукцией аптечные сети, больницы, санатории и другие медицинские учреждения.

Уровень конкуренции сейчас довольно высокий. Если говорить конкретно о нашей компании, то ее доля на рынке на сегодняшний день составляет около 25-30 процентов.

Самые заметные чисто башкирские игроки - «Башфармация» и «Фармленд», многие же компании являются региональными филиалами и, как правило, имеют головные офисы в Москве и Санкт-Петербурге. Есть фирмы из Сибири – в частности, из Красноярска. Можно сказать, что «пришлых» производителей в данной сфере в нашем регионе несравнимо больше – до 90 процентов от общего числа. Но при этом, такие компании как «Фармленд» удерживают лидерство в розничной торговле.

В прошлом году компанией было открыто 6 новых аптек в Уфе, а также 4 в других городах Республики. Существуют планы по появлению новых торговых точек в таких городах, как Нефтекамск, Белорецк, Стерлитамак и других населенных пунктах.

Говоря о ценообразовании, стоит отталкиваться от такого понятия, как закупочная цена, или цена производителя. Далее идут так называемые «накрутки». Сюда входят, например, дополнительная стоимость за бренд, а также логистические издержки. Если речь идет о жизненно важном препарате, то накрутки могут достигать порядка 10 процентов, либо их может не быть вовсе. В противном случае надбавки составляют 30 и более процентов от первоначальной стоимости.
Возьмем, к примеру, препарат «Цитрамон». Его закупочная цена составляет 3 рубля 50 копеек. Поскольку он не представляет жизненной важности, то, накрутив сверху 30 процентов, мы получим итоговую сумму в 4,55 рублей.

Башкирские фармацевты сотрудничают с 48 заграничными поставщиками из таких стран, как США, Франция, Германия, Словения, Норвегия, Индия и другие.

Во время пандемии обширная работа была проведена совместно с норвежцами из Moog. Они поставляют немало своих медикаментов, но, кроме того, покупают и те, что производятся у нас. Например, «Интерферон», который является продукцией уфимского завода «Имуннопрепарат»

Регулярно проводятся конференции с участием иностранных компаний, где коллеги обмениваются опытом борьбы с вирусом. Разумеется, на фоне пандемии все они были переведены в видеоформат. К слову, совсем недавно прошли конференции, на которых выступили представители американской компании BMP (они, в частности, выпускают витамины «Витрум»), а также словенцы из KRKA.

Помимо этого, на подобных мероприятиях выступают также и ученые, и врачи.

О работе в пандемию

Можно сказать, что в 2020 г. по сравнению с предыдущим годом объем оптовых продаж увеличился в 8,7 раз. Розничные продажи, в свою очередь, стали больше в среднем в 12 раз.

Если говорить о конкретных товарах, то куда интенсивнее стала идти реализация так называемой медицинской «расходки» - масок, антисептиков.

Что касается режима работы, то весной прошлого года, особенно в апреле, приходилось работать без выходных. У многих работников были отменены отпуска.

О вакцине

Спутник V распространяется через поликлиники и больницы. На начало весны каждое медучреждение получило необходимое количество вакцин – 1,5-2 тысяч единиц. Другое дело, что существуют некоторые проблемы с информационной поддержкой. Порой очень сложно записаться на прививку через портал «Госуслуги» - система часто выдает сбои.

О выгоде пандемий для фармкомпаний

Если говорить о сугубо коммерческой выгоде то она, безусловно, есть, это глупо отрицать. Известно, что в 2009 году, в разгар свиного гриппа, многие отмечали высокий рост доходов таких компаний, как «Байер».

Но на самом деле, каждый сотрудник фармацевтической фирмы прекрасно понимает, что вирус – явление очень непредсказуемое, и рано или поздно он может настигнуть либо его самого, либо родных.

Антон СУХАРЕВ.