Шамонинское нашествие

Шамонинское нашествие

Шесть-семь лет назад деревня Шамонино, от которой на тот момент осталась одна улица и 20 человек «коренного населения», начала массово заселяться горожанами. Их не испугали ни болотистая почва, ни отсутствие дорог - результатом настоящего нашествия стали более тысячи новых коттеджей. Мы отправляемся в Шамонино, чтобы узнать, как изменилась его жизнь сегодня.

Связь с городом

Ночью Уфу окатил ледяной дождь. Тротуары еще блестят зеркальной гладью, а вот дорога уже старательно посыпана солью. И все равно мы опасаемся, что никуда сегодня не доедем. Остановка «Бульвар Славы». Нужная нам маршрутка № 131К только что тяжко проехала мимо, полная пассажиров. Сколько еще будем стоять в ожидании следующего «шамонинского» автобуса? Остановится ли он?

Вместе с нами «гадает» на соляной дорожной гуще молодая женщина, Альфия. Ее двухлетний сынок уже порядком подустал и засыпает на руках. Но вот, не прошло и 15 минут, 131-я распахивает перед нами двери, изнутри ощутимо веет теплом. В автобусе все свои, люди узнают друг друга, здороваются, и обледеневшая дорога перестает пугать. В разговорах время бежит быстро.

- У нас маршрутки часто ходят! Связь с городом хорошая! - наперебой начинают рассказывать местные. - Ранним утром через каждые 15 минут идут одна за другой, а ближе к обеду уже перерыв подольше - 20-25 минут. Но не всегда места есть. Особенно с утра все забито, и из города в нашем направлении утром и днем бывает тяжело уехать: утром народ возвращается с ночных смен, а после обеда школьники и студенты, кто в городе учится, домой добираются. Но это ничего! Раньше, в 2010-м еще, когда только заселялись, вообще было туго. Стоишь иной раз на остановке, что в жару, что в дождь, мимо тебя перегруженные «ГАЗельки» едут, а ты ждешь-ждешь…

Цена за проезд - 60 рублей. На дорогу мы потратили чуть больше 40 минут.

- Безлошадным, конечно, здесь непросто, - подытоживает Альфия. - Но многие уже давно договорились с соседями, у кого есть машины. Подвоз до города - всего 50 рублей. А вот, кстати, и наша остановка.

Никакой остановки, кстати, нет - в привычном для уфимца понимании. Ни павильона, ни скамейки. Граждане ожидающие стоят у обочин.

Цивилизация и камыши

Альфия Шакирьянова живет здесь с «начала времен» - с 2010 года. Теперь они кажутся совсем другой эпохой. Когда первые переселенцы из города приехали присмотреться к этим местам повнимательнее, они увидели пустое поле с вагончиками. Когда началось строительство, не раз хозяева домов застревали в грязи или в снегу - дорог не было. Болото, которое многих отпугивало, осушили, но до сих пор в некоторых дворах растут камыши.

Сейчас об этом практически ничего не напоминает. С первого взгляда вид чистых, ухоженных улиц, аккуратных домов и подворий завораживает. Словно тесная «ГАЗелька» вывезла нас не в Уфимский район, а куда-нибудь в провинциальный европейский пригород. Только названия улиц возвращают в нашу действительность: Российская, Лучистая, Надежды, Мустая Карима, Юбилейная, Тенистая, Дружбы народов…

DSC_3692.JPG

Цены, конечно, кусаются: дома, которые изначально стоили около 600 тысяч рублей, сегодня можно приобрести за 4-7 миллионов. Само Шамонино почти полностью застроено, а вот за ним полным ходом идет строительство, множество участков продается под СНТ с возможностью переоформления под ИЖС. Цена вопроса: 600 тысяч за 10 соток. Скупают горожане и старые дома на той единственной улице, что осталась от истинного Шамонино. Для того, чтобы потом снести и выстроить коттедж.

- Вам, наверно, кажется, что здесь богачи живут, - улыбается Альфия Шакирьянова. - На самом же деле здесь почти все бюджетники. Но все очень старательные, целеустремленные. Во дворах всегда кипит работа, люди что-то пристраивают, надстраивают вторые этажи.

DSC_3481.JPG

Останавливаем по дороге еще нескольких местных «аборигенов», спрашиваем о проблемах. Да, они есть, - кивают люди. Первое и главное - собаки. Бродячих очень много, и их число никто не регулирует. Второе - отсутствие освещения на улицах, по вечерам здесь кромешная тьма. Третье - нет дорожных знаков, а вот желающие полихачить находятся. И четвертое - перебои с водой в летние месяцы. Резервуары, которые стоят в Русском Юрмаше, «не тянут» в летнюю поливочную страду. Но расположение некоторых домов решает проблемы для отдельных счастливчиков: когда у одних соседей воды нет, другие могут стирать белье в машине.

DSC_3580.JPG

А зимой - еще одна напасть. Во время снегопадов жителям приходится вскладчину нанимать трактор, чтобы чистить дороги. Шамонино относится к Русско-Юрмашскому сельсовету, но на балансе обслуживающего предприятия пока не значится.

Среднестатистическая жительница

Словно иллюстрируя проблему, за ворота одного из домов вышла женщина с ведерком песка и принялась посыпать дорожку. Сначала свою, потом соседскую.

В местной школе закончились уроки. Из-за гололеда многие родители идут сегодня встречать детей. У школы мы знакомимся с Айгуль и ее дочкой-первоклассницей Нурланой.

- Мы решили, что она будет учиться здесь, по крайней мере, в начальных классах, - убедительно рассказывает Айгуль. - Конечно, хотелось бы поближе быть к ребенку… Я работаю в городе и не имею возможности постоянно провожать ее до школы и забирать домой. Но у нас здесь эта проблема по-дружески, по-соседски решается. Детей на нашей улице много, мы договариваемся друг с другом, кто поведет их утром и заберет после уроков. И детсадовских также забирают. Нам повезло с соседями, да и улица у нас спокойная, машин мало. Так что за детей не приходится сильно волноваться.

DSC_3662.JPG

Мамы и дети. Дети и мамы. Сегодня это основные жители Шамонино. Односельчане, общающиеся в группе в социальных сетях, провели опрос с целью выяснить, как выглядит типичный шамонинец. Таковым оказалась женщина в возрасте от 31 до 40 лет, работающая в городе, либо находящаяся в декретном отпуске. При этом с наибольшей долей вероятности она переехала из Уфы, знает русский и башкирский языки, замужем и имеет двоих детей. У нее есть диплом о высшем образовании, и скорее всего она работает в области педагогики или медицины.

Предсказуемый бум рождаемости начался, как только эти края обрели обжитой вид. Многие «среднестатистические шамонинки», воспитывающие двоих детей, вскоре собираются за третьим. Два детских сада переполнены; школа, рассчитанная на 550 мест, в этом году приняла пять первых классов - 120 детей-семилеток!

- Наша школа ничем не уступает городской, - продолжает Айгуль. - И кружков множество: изо, танцы, народный ансамбль «Дарман», занятия в секции гимнастики ведет тренер из уфимской школы олимпийского резерва. В спортзале проходят занятия по волейболу, борьбе, баскетболу, боксу. В этом году еще открылась в школе театральная студия Башдрамтеатра. Единственное, чего нам не хватает сейчас, своего физкультурно-оздоровительного комплекса. Школьные секции переполнены, нужны дополнительные площади. Да и среди взрослых многие хотели бы заняться спортом!

На прощание Айгуль просит обязательно написать о том, что соседи здесь живут как одна большая семья. Все готовы прийти на помощь, одолжить инструмент или поделиться рассадой, довезти до города или отдать детские вещи.

- Если кому-то из соседей привезли стройматериалы, то наши мужья идут помогать их разгружать. И соседушки не отстают: если кто в магазин собирается, обязательно спросит, что кому купить. Мы и чай вместе пьем, и организационные вопросы сообща решаем. Да вы проверьте сами! В любой дом постучитесь - вас везде приветливо встретят!

Между небом и землей

А мы взяли и проверили. Постучались в ворота дома, что попался первым.

Дверь практически сразу распахнулась, и за ворота выглянул смелый мальчонка.

- Кто там? - громко спросила хозяйка, одновременно мягким жестом подзывая сына. - Журналисты? А… почти коллеги, заходите.

Неожиданно для себя мы оказались в гостях у диктора башкирского телевидения Фаягуль Давлетяровой.
- До Шамонино я жила в Зеленой роще, - рассказывает она, по-домашнему грея руки об чашку чая. - Муж у меня тоже уфимец. Первое время мы оба скучали по шуму-гаму, по городской суете. Даже специально в Икею ездили, чтобы посмотреть на людей. Нам казалось, что мы дичаем! Но сейчас я понимаю, что практически ничего не изменилось для нас. Связь с городом никуда не делась, весь день проходит в столичной суете, зато вечером возвращаешься в свое уютное местечко, и душа отдыхает. А еще я поняла прелесть собственной бани! Это такой релакс! Можно наслаждаться им бесконечно. И муж у меня молодец! У него золотые руки, и здесь им всегда находится применение.

- Не хотелось бы поменять все на квартиру у Телецентра, чтобы быть к работе ближе?

- Ой, нет. Сначала думала: боже мой, куда я заехала! В такие неведомые дали! А потом попало в руки интервью с Натальей Водяновой. Она тогда жила в 400 км от Лондона и говорила об этом: «под Лондоном». Два часа езды. И это считается недалеко! Я поняла, что живу в центре Уфы… Да и хорошо здесь. Не хочется ничего менять. Мы все одновременно здесь начали с нуля: мужчины вместе учились строить, а женщины вести хозяйство. Все мы почти ровесники, 50 лет - своеобразный возрастной потолок. И ребенку хорошо. В городе двор чей? Общий. Чаще - ничей. А здесь все свое, чувствуешь, что под тобой земля, над тобой небо, а твой дом - остров между ними. И ты сам ему хозяин, за все в ответе. Как показала практика, у нас это неплохо получается - брать собственную жизнь в свои руки.


Автор: Оксана КУЗЬМИНА.
Фото: Рита ИШНИЯЗОВА.