В Русском драматическом театре - премьера самой популярной пьесы Алексея Казанцева "Старый дом"

В Русском драматическом театре - премьера самой популярной пьесы Алексея Казанцева "Старый дом"

Попробуем прочитать смыслы новой постановки художественного руководителя театра Михаила Рабиновича.

Скучаете по СССР? Когда Прибалтика и Грузия были нашими, а молоко - в стеклянных бутылках? Сегодня скучают даже те, кто во время перестройки ходил в детский сад (обычно после того, как набрали кредитов). Уже вспомнили всех артистов, все космические подвиги, все громкие уголовные дела, во многих городах давно возникли музеи советского быта, а в Уфе такой музей уже закрылся. А о многом прочно забыли. Время действия нового спектакля - 1960-е годы, место - дом на зеленой московской улочке. Говорят, в нем бывал Лев Толстой.

Художник-постановщик Вячеслав Виданов (кстати, он же - художник фильма «Сестренка») создал симпатичный дом в духе сталинского классицизма. Словом, снаружи красиво. Внутри - коммуналка. А жизнь в коммуналке имеет свои особенности. Если кто-то перевернул на кухне мусорное ведро, вам обязательно захочется найти и наказать виновного. (Как, на несколько семей - одно ведро?!) Забываете выключать свет в туалете - это становится общим делом. Помните, что сделали за это соседи с Васисуалием Лоханкиным? Если жители коммуналки сходятся в неблагоприятном мнении о ком-либо, то берегись! А почему? Потому что если вы, например, муж-подкаблучник или жена алкоголика, и вас унижают каждый день, то вы все равно лучше соседки, о которой идет слава «гулящей». Все равно вы не последний член общества! Интерес к чужим делам развивается до крайности (и обсудить есть с кем). И вообще требования высокой морали имеют такое свойство - превращаться в отличный оптический прибор для выискивания соринок в чужом глазу. И в каждом сообществе имелся свой активист-общественник, который именем партии, ради общественного блага и т.д. лез в чужую жизнь уже с полным правом, навязывал всем свою волю… Даже лектору по марксизму и атеизму.

GBR_0285.jpg

Кажется, все это в прошлом, так что над происходящим на сцене можно и посмеяться. И даже хочется иногда, чтобы какой-нибудь общественник сделал замечание - ну, например, хулиганам, которые бросают под ноги пивные бутылки и упаковки от чипсов. Но лучше все-таки обходиться своими силами.

На самом деле время не является здесь одним из героев спектакля (как в «Фабричной девчонке», например). Главное - яркие, узнаваемые характеры: тот самый отец-алкоголик - Владимир Латыпов-Догадов и Евгений Гуралевич, жена алкоголика - Ирина Агашкова, мать-эмоциональная шантажистка - Татьяна Калачева, муж-подкаблучник - Валерий Гриньков, одинокая красавица - Татьяна Григорьева, неутомимый общественник - Олег Шумилов и Николай Рихтер, независимый интеллигент - Иван Овчинников, филологиня в поисках любви - Ольга Лукьянова и Анастасия Манина, представитель неокрепшей молодежи - Вадим Магасумов.

GBR_1553.jpg

А теперь перейдем к главным героям. На этом поле битвы живут двое влюбленных - Олег и Саша (Антон Болдырев и Дарья Толканева). Их семьи недолюбливают друг друга, а старшие, как известно, знают лучше. Поэтому, чтобы любовь победила, они должны быть очень сильными. Нужно противостоять как открытому диктату, так и мягкой силе («Я же волнуюсь за тебя… Ты бы мне пообещал, что не будешь больше … с этой… Ты пустишь под откос всю свою жизнь!» Невольно вспоминается: «… у меня тоже была бабушка. Но за все эти годы я не смог огорчить ее до смерти. А он - смог!»). Эти двое должны очень сильно верить в свою любовь, быть верными ей. Но не у всех получается быть сильными и самостоятельными. Ведь вокруг нет подобных примеров. Все умеют только говорить правильные фразы.

GBR_1479.jpg

А ведь так можно безвозвратно потерять нечто самое главное - то, на чем вся жизнь держится. Любовь - то, ради чего мы живем. От нее рождаются дети, ради нее едут в Сибирь, на БАМ. Скоро мы увидим, что каждый член этого коммунального общества в глубине души больше всего озабочен вопросом: «Меня любят? Ты меня любишь?» Один из излюбленных приемов драматурга - повторение действий и ситуаций, чтобы зритель точнее почувствовал, что изменилось, а что осталось. Например: герой встречает женщину, живущую в отдельной квартире. Квартира одна и та же, а женщины разные. Но обе каждым своим движением словно спрашивают: «Я вам нравлюсь? Вы меня любите?»

Так что ж вы себе не признаетесь, что для вас самое главное? Почему сами не боретесь за любовь и другим мешаете? Зачем миритесь с тем, с чем мириться нельзя?

Ну а если не получается самое главное, то и всему дому несдобровать. А ведь в пьесе усадьба - больше, чем усадьба, дом - не просто дом…

Екатерина КЛИМОВИЧ.

medium_aad7dad7de964789a126edb1214357fd.jpg

Художественный руководитель театра - заслуженный деятель искусств РФ и РБ Михаил Рабинович.

GBR_1341.jpg

Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.