Что делают пожарные, когда не тушат пожар и не спасают жизни

Что делают пожарные, когда не тушат пожар и не спасают жизни

Героями моего репортажа стали простые и скромные ребята,   работающие в муниципальной пожарной части № 152, расположенной в поселке Максимовка.

Благо пожары в нашем городе случаются не каждый день, и мне (да и всем) повезло, что в этот раз не было никаких чрезвычайных ситуаций и экстренных выездов. Возможно, из-за отсутствия опасного огня и пылающих зданий репортаж получится менее зрелищным, но это ничуть не умаляет заслуг пожарных.

– Пока все тихо, но, несмотря на это, дежурство ребят расписано по минутам, – встретил меня начальник МПЧ Игорь Поляков.

Рабочий день здесь начинается с построения на развод в 8.30 утра. Это – смена караула, когда одна смена передает дежурство другой. График работы – сутки через трое, в 152-й работают в четыре смены.

Раньше, до коронавирусной эпопеи, пожарные выстраивались в две шеренги и развод проходил при присутствии обеих смен. Сейчас прежняя сразу уходит в гаражи, инструктаж проходят только заступающие.
Начальник части в первую очередь проверяет допуски и готовность состава к службе. Далее он напоминает о соблюдении правил безопасности, пренебрежение которыми может повлечь за собой тяжелые последствия.



– В нашей части не было случаев гибели личного состава, но нам то и дело поступают такие сообщения и каждый раз мы переживаем, будто сами теряем кого-то. Например, в феврале текущего года в страшном пожаре в Красноярске погибли трое пожарных.

Это еще одно напоминание о том, что работа у них непростая и очень опасная. Нужно быть предельно осторожным и сосредоточенным, ведь любая непредвиденная мелочь может повлечь за собой тяжелые последствия.

В 9 утра начальник караула заходит к начальнику части с докладом. Но это только в тех случаях, когда нет выездов. В работе пожарных никогда не знаешь, что произойдет в следующую минуту, и иногда бывает, что предыдущая смена выехала на вызов за полчаса до сдачи караула. В таких случаях вновь прибывшие ждут их возвращения и только тогда приступают к своим обязанностям.

Только после окончания развода сдавшие дежурство могут снять униформу. Спецовки сшиты из особой ткани, которая защищает от высоких температур, воды и даже не горит. Общий вес комплекта экипировки может достигать 10 кг. Она собрана таким образом, чтобы легче было одеваться, не теряя ни доли секунды.

Нельзя забывать и про приемку пожарных машин. За нее отвечают водители, хотя начальник караула лично проверяет исправность автомобиля, наличие пены, количество рукавов и стволов (по-простому – шлангов и их наконечников).

В части два гаража, один 2011 года постройки, другой - новее.

– Первый был рассчитан на предыдущие модели «ЗИЛов» и «Уралов». Когда автопарк обновился крупногабаритными машинами, добились расширения территории и вот какой отгрохали! – разводит руками Игорь Владимирович.

– А эти машины точно выезжали на пожары? Такое ощущение, что они только что с завода… – спрашиваю у начальника караула.



– Конечно, пожарная «лестница» у нас с 2014-го, а «рукав» на год младше и никогда подолгу без дела не стоят. Они используются для тушения очагов возгорания в высотных зданиях и в труднодоступных местах, – говорит Вячеслав Панин. – Эти машины единственные в городе такие!

И ребята дружно вспоминают недавний пожар, произошедший на фанерном комбинате в Нижегородке. В тот раз, хотя и была поблизости Белая, но подъезды к ней отсутствовали. Тогда выручил как раз «рукав» 152-й части, который опустили с крутого берега с двадцатипятиметровой высоты.

Как правило, при производительности насоса 40 литров в секунду двух тонн воды хватает минут на 15. Кстати, многие этого не знают и жалуются, что пожарные приезжают без воды. Далее, если поблизости есть водоем, качают оттуда. Также пользуются пожарными гидрантами, которых в городе 3728 штук.

Цените жизнь

– Казалось бы, водитель, он и в Африке водитель, сиди себе на мягком кресле да крути баранку, но нет! Одно дело – управлять легковушкой, и совсем другое – трехметровым красным красавцем! – говорит Константин Ярыкалин, хлопая по блестящей дверце «Iveco Magirus».

Он пришел в часть в 2001 году. Раньше водил «ЗИЛ» в колхозе, но после развала пришлось уехать в город. В коллективе его считают «ювелирным» водителем.

– Трудностей, конечно, немало: маленькие дворы, большое количество автомобилей… Теперь еще стало модным закрывать сквозные проезды шлагбаумом. Но проработав столько лет, уже не обращаю на них особого внимания. Это раньше я остро реагировал на водителей, которые не хотят уступать дорогу, когда мы спешим на выезд, или преграждают путь к горящему дому. В таких случаях приходится ставить машину не прямо у очага возгорания, а подальше и разворачивать рукава. Сейчас уже научился воспринимать спокойно. У нас здесь все профессионалы, нас не пугают и не отвлекают трудности, – говорит он.

После гаража отправляемся в комнату пульта связи, или же диспетчерскую, куда поступают звонки о пожарах в зоне их обслуживания. Это поселок Максимовка, новый микрорайон Новомаксимовка. Но больше всего выездов в Шакшу. «На страже» звонков сегодня – Гульназ Мустафина.

– В пожарной службе уже 20 лет, так что привыкла, – говорит она.

 Я рассчитывала, что пока нет выездов, у нас будет время пообщаться, но, как оказалось, у первого отделения сегодня по плану отработка нормативов, что необходимо для поддержания хорошей физической формы и сноровки. А второе отделение ожидает выезда на рейд по профилактике пожаров.

 – Сегодня предстоит обойти около полусотни домов в садовом товариществе «Березка», где на зимовку остается немало семей. Необходимо рассказать о правилах пользования обогревателями, печами в банях, – говорит заместитель начальника части Нафис Дусеев.

Родом он из Бакалинского района, в радиотехническом колледже выучился по специальности «пожарная безопасность». За 20 лет службы видел многое, в том числе и погибших.

 – Порой находчивость или интуиция спасают целые семьи. В нашей работе невольно начинаешь верить в судьбу, в удачу. Например, недавно ночью загорелся дом, хозяин – мастер в училище, был техническим экспертом на WorldSkills и поздно вернулся с работы. В 1.30 проснулась хозяйка и случайно увидела пламя.

Попытки открыть входную дверь не увенчались успехом, и семья спаслась через окно. А через мгновение весь дом охватило огнем, – рассказывает он.

А несколько лет назад был такой случай. Бригада приехала на пожар в Шакше, где горел двухэтажный трехподъездный дом на улице Олимпийской. Источник пламени - техническое помещение, в котором было все, что стаскивали из дома – резина, краски, дерево, пластик… Когда приехали, из подвала шел черный дым, а так как выход был в подъезд, он распространялся по этажам. Быстро эвакуировали жителей, но потом оказалось, что в одной из угловых квартир находится пожилая женщина. Они с товарищем натянули кислородные маски и пошли: один – по подъезду, другой – по пожарной лестнице. Войдя в квартиру, с ужасом обнаружили, что она вся в дыму, и предположили, что хозяйка уже без сознания, но бабушка-то находчивой оказалась – включила воду в душе и дышала, будучи уверена, что ее спасут.

– Люди не все понимают ценность жизни. На своем веку я повидал и таких, которые переживали за испорченные музыкальные центры, обгорелые диваны, забывая радоваться тому, что удалось спасти детей. Хотелось бы, чтобы они заботились о безопасности, берегли родных, и им никогда не приходилось бы набирать 101…

 Алина ГАРИПОВА.

Фото автора.