Кто строит дорогу?

Кто строит дорогу?

Новые технологии, развитие инфраструктуры города, интенсивный темп жизни требуют не только самых лучших авто, но и хороших дорог. Работники дорожного хозяйства, которые следят за состоянием магистралей, каждое третье воскресенье октября отмечают свой профессиональный праздник. Накануне мы поговорили с заместителем начальника Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации города Евгением Кулешовым.

– Начнем с общего состояния дорожной сети Уфы? Как вы его оцениваете?

– Ежегодно после зимне-весеннего периода состояние дорог оставляет желать лучшего, но за лето мы стараемся исправить ситуацию. За текущий строительный сезон выполнен капитальный ремонт 17 улиц в рамках БКД и 13 в рамках территориального заказа. Последний объект, который открыли на День Республики – участок протяженностью 451 метр на бульваре Давлеткильдеева.

– Что изменилось в последние годы? Справляются ли городские улицы с ростом потока автомобилей?

– По сравнению с тем, что было лет 5-7 назад, изменения, конечно же, в лучшую сторону. Чтобы справиться с потоком, приходится расширять улицы, реконструировать их в соответствии с растущими нагрузками. Улучшению ситуации способствует запущенный пять лет назад нацпроект «Безопасные качественные дороги». С каждым годом объемы финансирования увеличиваются, в этом году оно составило 10,9 млрд рублей, куда помимо БКД включен и капремонт по территориальному заказу.

– Кто и как определяет объекты, включаемые в программу ремонта и реконструкции?

– Это прерогатива государственного распорядителя бюджетных средств профильного министерства. Мы вносим в Минтранс свои предложения, опираясь на предполагаемую стоимость объекта, они определяют источник финансирования и год выполнения работ. Помимо этого еще Министерство строительства выделяет средства на строительство дорог в новых или строящихся микрорайонах в рамках нацпроекта «Жилье».

– А кто определяет виды работ на объекте?

– В первую очередь объект проходит госэкспертизу, в ходе которого закладываются определенные технические решения на основании нормативов. На основании интенсивности движения, загруженности и прогноза пропускной способности улицы делается расчет и определяются работы. Например, при проектировании улицы Комсомольской решили, что дорожный «пирог» должен быть трехслойным, так как там интенсивное грузовое движение. Конструкция дорожной одежды: щебень, тощий бетон высотой 18 сантиметров и подстилающий слой одежды, асфальта 17 см – все это определяется в ходе проектирования, поэтому уверены, что новые дороги достаточно качественные, надежные и прослужат долго.

– Каков средний срок службы тех же улиц Комсомольской, 8 Марта, бульвара Давлеткильдеева?

– В рамках строительства закладываются гарантийные обязательства на подрядчика, в среднем это составляет 5-6 лет, а срок службы достигает десятка. Но при этом надо учитывать, что на состояние дороги влияет не только интенсивность, но и развитие города. Порой бывает так, что мы завершили капитальный ремонт дороги, а через два года неподалеку начинается строительство нового объекта и застройщик вынужден обратиться в город для выдачи разрешения на прокладку коммуникаций.

– Расскажите об объектах, которые сейчас в работе?

– В рамках нацпроекта «Жилье» мы строим дороги в микрорайоне Затон-Восточный и Яркий в Деме. Микрорайоны новые, работаем параллельно со строителями, поэтому порой возникают сложности, мешаем друг другу. Например, нам надо прокладывать дорогу, а она пролегает по строительной площадке и нужно освободить территорию. В каких-то случаях мы ждем, в другом случае они уступают, порой приходится обустраивать объездной путь. Чтобы не возникали конфликты, еженедельно проводим совместное совещание, где озвучиваются планы на ближайшие дни и находится компромисс.

– С кем работаете, кто эти люди, строящие и ремонтирующие наши дороги?

– В торгах может участвовать любое предприятие, отвечающее требованиям конкурсной документации. Но флагманом дорожной отрасли считается, конечно же, «Башкиравтодор», являющийся преемником «Башместа», созданного почти сто лет назад – в 1924 году. Сейчас они подрядчики реконструкции большей части улицы Пугачева (первого и второго этапов работ), общей протяженностью 2,3 км. Работает бригада и на улицах Рабкоров-Высотной, Мечтателей в Серебряном ручье. В микрорайоне Затон-Восточный в Затоне планируют сдать более 400 метров участка с асфальтобетонным покрытием, а также завезут ПГС и отсыплют земполотно под строительство на следующий год. По контракту там работы завершатся в 2024 году.

Также один из крупных объектов у «Башкиравтодора» – первый этап работ на улице Галле при строительстве «Восточного выезда». На примыкании к существующему путепроводу уже сделали часть ливневой канализации, велись работы по переносу столбов освещения, завезен ПГС, борта выставлены. Словом, ребята успевают везде.

Немало вкладывается в развитие дорожной сети «Дортрансстрой», который приступил к строительству улицы Генерала Рыленко.

На путепроводах и мостах специализируется «Мостоотряд № 30» – филиал легендарного предприятия «Уралмостострой». Сейчас они задействованы на строительстве путепровода в Зинино, Рыленко-Пугачева и на реконструкции арочного моста.

На небольших объектах работают компании «Потенциал» (ремонт улицы Давлеткильдеева, Мушникова в прошлом году), «Артремстрой» (в микрорайоне Яркий), «Рустам» (на Исследовательской).

– Считается, что строительство дорог – это хорошая инвестиция...

– Говорят, что один рубль, вложенный в дорожное строительство, в итоге возвращается в бюджет в семикратном размере, так как хорошие дороги способствуют развитию инфраструктуры и торговли на этом месте. Кроме того, дорожная стройка заставляет работать много смежных отраслей, привлекая производителей стройматериалов, бетонных конструкций, бордюров, блоков, инертных материалов, щебня, песка, труб, кабелей.

– Как ведется работа с собственниками сносимых частных домов при строительстве дорог?

– На этапе проектирования делается предварительная оценка земельного участка, дома, хозяйственных построек. Учитывается все: площадь участка, растительность на нем, год, материал всех построек, вплоть до покрытия полов. Далее на основании городского постановления об изъятии участков и объектов, препятствующих строительству, юристы вызывают собственников на переговоры и ставят в известность. Акт оценки действителен всего два месяца. Если собственника устраивает озвученная сумма, подписывается соглашение об изъятии имущества и перечисляются деньги, которые он волен использовать по усмотрению. На освобождение участка ему дается от двух недель до месяца. Если не согласен, у него есть право обратиться в суд и назначить судебную оценку. Тогда мы будем выплачивать компенсацию уже исходя из новых цифр. Оценка проводится реальная, собственники редко отказываются от определенной оценщиками стоимости. К примеру, сейчас идет снос домов по улице Генерала Рыленко, там жители получили по 10-15 млн, в зависимости от состояния дома.

– Есть ли какие-то новые технологии в строительстве дорог? Что изменилось в этой сфере за последние годы?

– В последние годы стали активно использовать в качестве основания дорожной одежды так называемый тощий бетон – песчано-цементную смесь, укрепленную бетоном. Раньше эта технология использовалась только на федеральных трассах, но сейчас начали внедрять и на городских дорогах из-за роста нагрузки. У нас таким методом построили улицу Комсомольскую, 8 Марта, Исследовательскую, бульвар Давлеткильдеева. Так как при строительстве дорог переустраиваются очень много инженерных сетей и мы постепенно уходим от применения объемных железобетонных труб на компактные полимерные. Они удобнее при монтаже, к тому же гораздо шире представлен размер. Например, когда укладывали ливневую канализацию по Набережной реки Белой, по гидравлическим расчетам нужны были трубы диаметром два метра. Железобетонных такого размера не производят, использовали полимерные. Также для отвода ручья по Армавирской при строительстве дороги по Рыленко использовали спиральнонавитые трубы, вместо железобетонных по той же причине. При устройстве световых опор начали применять светодиодные лампы на стеклопластиковых опорах – на ул. Геофизиков в Кузнецовском затоне. Помимо того, что они светопрозрачны, при подсвечивании переливаются разными цветами. Несмотря на то, что это стеклопластик, по прочности они сравнимы с металлическими опорами. Изготавливает их, кстати, отечественный производитель – закупают их в Барнауле.

– Часто ли применяются импортные материалы при строительстве дорог?

– Практически все поставщики – российские. В последний раз закупали у иностранного производителя опоры при строительстве Набережной. И то только для того, чтобы все сделать в едином стиле, а российский рынок на тот момент не был готов предоставить аналогичные. Даже программы, сервера для систем видеонаблюдения, которые раньше применялись иностранные, сейчас стараемся заменять российскими аналогами.

– Какие сложности возникают у дорожников? Или у вас нет проблем?

– Самое сложное у нас – переустройство коммуникаций. Казалось бы, есть проект, планы-схемы путей их пролегания, но, как показывает практика, владельцы сетей не всегда имеют точные сведения о их положении на местности. Порой расхождение даже в полметра может стать причиной задержки работ – их надо вывести на безопасное расстояние в соответствии с нормативами. На Комсомольской была такая ситуация: в 30-градусный мороз рабочие буквально вручную копали мерзлую землю в поисках кабелей. Это такая работа, которую никто не видит, не замечает, но она занимает большое количество времени.

– Какие планы на ближайшее время?

– Из крупных объектов я бы отметил мостовой переход, который у нас будет в створе улицы Бородинской в Кузнецовском Затоне. Это станет продолжением улицы Генерала Рыленко, Бородинской с выходом на развязку «Метро» и на трассу «Уфа-Аэропорт». Контракт уже проторгован, проектный «Институт Гипростроймост» Москвы ведет проектирование, ждем результатов геологических изысканий. Когда будет готов проект и реализован, развязка в створе улицы Воровского значительно разгрузится.

Алина ГАРИПОВА.