Прогулки по воде с уфимскими спасателями

Прогулки по воде с уфимскими спасателями

- Это апостол Андрей из известной песни рыбачил с причала. А мы занимаемся подледным ловом! – говорит, стуча зубами от холода, рыбак Анвар Басыров, - правда, клева сегодня нету. И мороз пробирает до самых косточек.

Разговор с ним происходит на одной из заводей Уфимки, что напротив супермаркета «Максидом». Открытая вода чернеет меньше чем в сотне метров, лед под ногами едва достиг десятисантиметровой толщины. Но спасатели «Управления гражданской защиты» говорят: ходить можно, если аккуратно и соблюдая дистанцию. Сегодня они проведут учения по спасению утопающих – в обстановке, максимально приближенной к реальной.



«ГАЗель» с ее теплым салоном осталась позади, под ногами – припорошенный снегом лед. На белом фоне оранжевые костюмы водолазов выглядят так ярко, что наверняка видны за километр. Что интересно, аквалангов и тому подобного нет. Зато есть надувная резиновая мини-лодка, деревянный шест, набор карабинов и веревок. Ведь сегодня спасаем человека, повалившегося в ледяную полынью. Нырнуть, вытащить пострадавшего и доставить его до машины, где оказать первую помощь – вот что нужно.



Рыбаки с интересом глядят на то, как водолазы разворачивают оборудование: клева нет, холодно, а так – хоть какое то развлечение. Каждый из них уже получил памятку безопасности, где написано, как действовать в случае ЧП на льду. А спустя минуту они видят это на практике. Правда, в роли пострадавшего – спасатель Алмаз Бахтияров. Пока он готовится «тонуть», его коллеги рассказывают о костюме и жилетах.



- Одежка наша сделана из специальной ткани, которая удерживает тепло и не пропускает воду. По бокам, как видите, есть светоотражающие элементы, они помогают при работе ночью. И такое бывает. Помимо специальности водолаза, я также еще и газо-спасатель, имею допуск к работе на высоте, могу управлять маломерными речными судами, водить специальные автомобили. Такова квалификация спасателя второго класса, - рассказывает водолаз, представившийся Дмитрием.

Но вот его коллега Алмаз Бахтияров уже идет к границе темной воды. Льдом покрыта лишь небольшая заводь, в которой нет течения, сама же река еще не встала – для этого нужен сильный мороз.



Главное – без паники

Первым делом мужчина покажет, как нужно выбираться из полыньи если ты – один. Белый снег под его ногами обманчив, и очередной шаг проваливается в холодную воду. Так и бывает, человек сразу погружается по самую шею.

Обычная реакция в такой ситуации – страх, шок, смятение. Спасатель показывает, как нужно действовать.

- Нужно подобраться к тому краю, с которого течение не увлечет вас под лед. Затем широко раскинуть руки, опереться на локти. Когда тело приведено в горизонтальное положение, забрасываем ногу на лед, и поворотом корпуса – вторую. Выбравшись, ползком добираемся до безопасного места, - комментируют спецы действия своего товарища.



С заданием он справляется легко, но это еще не все. Следующий этап учений – помощь утопающему подручными средствами. Мужчина вновь опускается в полынью, но с права к нему уже ползет спасатель с длинной палкой в руках. Оглядываюсь по сторонам: вокруг заросли кустарника и ольхи, так что ветка дерева уместна. Другое дело, что на ее выломку потребуется время. А сколько человек может провести в воде?



- Это зависит от особенностей организма. Но даже для взрослого сильного мужчины пятнадцати минутный срок является пределом. Поэтому терять время не стоит. Увидев такое ЧП, сразу же звоните на номер 112 и оказывайте помощь, которую можете. Если под рукой нет палки, то можно бросить человеку шарф или длинную веревку, - говорит спасатель-врач Динар Садыков.

Ухватившись за дрын, мужчина вновь оказывается спасен. Однако бравой улыбки на его лице уже нет, все-таки очень холодно. Остается последний этап, он же самый интересный. Теперь пострадавшего нужно не просто вытащить из воды, а на специальных волокушах доставить до «ГАЗели». Вздохнув, мужчина шагает в яму….



Однако уже через минуту оказывается лежащим на небольшой надувной лодке. Сейчас ее используют как снеговые санки. Спасатели встают буквой "Г", вытягивают товарища вдвоем. Но вот опасное расстояние пройдено, теперь можно подхватить мужчину под руки.

Не просто спасатель – универсал!

Уфа традиционно считается равнинным городом, удаленным от морей и гор. Цунами нам не страшны, землетрясения – тоже. О том, из чего состоит служба сотрудников поисково-спасательного отряда, рассказал его начальник Александр Егоров.



- Наш город является крупным промышленным центром, значит высок риск техногенных аварий или катастроф. Пожары, дорожно-транспортные происшествия – также наша сфера ответственности. А также обрушения зданий или обвалы грунта. Хотя это случается не часто.

- Наверняка, нередки и чисто бытовые ЧП?

- Да, мы часто выезжаем на вскрытия дверей. Иногда в квартирах закрываются маленькие дети, нередко – тяжело больные люди, во всех случаях это говорит об угрозе здоровью или жизни. Если нет хозяина квартиры, то нужны его родственники, или хотя бы соседи .Обязательно присутствие полицейского, вместе с ним мы составляем акт. Иначе потмо могут быть претензии. Хотя в экстренных случаях, когда, например, есть риск взрыва газа – действуем быстро, без «бумажки».

- Легко ли попасть к вам на службу?

- Всего в отряде 64 человека. Как минимум, изначально необходимо обладать одной из смежных профессий. Объясню подробнее. Случись разбор завалов – и пригодятся навыки стропальщика. Летом мы дежурим на водоемах, где нужно уметь водить речные суда. Автоправа разных категорий, допуск к высотным работам и так далее – все это нужно в нашей работе.

Тем временем учения подходят к концу. Снимая спасальные жилеты, мы покидаем лед. Рыбаки же остаются мерзнуть и дальше. Глядя на реку, большая часть которой еще не замерзла, водолазы отмечают, что пока обошлось без ЧП. Остается надеяться, что розданные «экстремалам» памятки безопасности не пропадут без толку.

Иван БЕГМА. Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ