Уфимский Легпром. "Шанель" ушла, шинель осталась…

Уфимский Легпром. "Шанель" ушла, шинель осталась…

«Мы живем в прекрасное время. Еще недавно никто не обращал внимания на местные бренды, а теперь «Шанель» ушла от нас, и носить одежду от российских дизайнеров наконец стало модно». Так считает президент Ассоциации «Палата текстиля и моды» Санкт-Петербурга Светлана Мельниченко.

Как мы уже сообщали, встреча дизайнеров и предпринимателей из Башкортостана со специалистами из Москвы, Петербурга, Узбекистана состоялась в рамках форума «ЛегПром-2022» 6 и 7 октября на площадках ВДНХ-Экспо. В масштабной выставке сырья, материалов и продукции легпрома приняли участие 60 компаний из России, Узбекистана и Китая. Свои коллекции представили более 30 локальных дизайнеров. Также состоялись дневные и вечерние показы мод, конкурс среди производителей школьной формы.

Всего в Башкортостане в сфере легкой промышленности работают более 300 предприятий и индивидуальных предпринимателей. За 8 месяцев этого года отрасль поставила на рынок продукции на 9,2 млрд рублей - на 1,7 млрд больше прошлогоднего уровня. В прошлом году на территории ОЭЗ «Алга» открылась современная фабрика «Аркада», выпускающая рабочую одежду. Вложения в проект составили 680 млн рублей. Скоро здесь откроется новый цех - по производству перчаток. Стоит отметить, что сегодня многие производители осваивают новые дополнительные направления деятельности: так, АО «Искож» начало выпускать военные аптечки, которых требуется не менее 300 тыс. штук, еще одно актуальное направление - выпуск спальных мешков.
За прошедшие два года направлено 305 млн рублей субсидий на возмещение части затрат для приобретения оборудования, материалов, реализацию перспективных проектов. На этот год заложили ещё 180 млн рублей. Большую помощь оказывает Фонд развития промышленности. В рамках программы «Легпром» есть льготное заемное финансирование: возможно привлечь до 40 млн рублей под 1-2% годовых. Также можно воспользоваться программой «Антикризисные меры», которая предусматривает упрощенный порядок предоставления займа.



Анна Уварова, директор универмага «Фабрика»:

- Я работаю только с российскими дизайнерами. Сегодня благодаря внешней ситуации продажи всех брендов резко увеличились – в деньгах процентов на 35. А до этого продавать было непросто: российские бренды не воспринимались как премиум. Местные бренды потихоньку становятся на ноги, открывают свои магазины. Но развиваться самостоятельно очень тяжело. В целом чем лучше развивается дизайнерская одежда в регионе, тем лучше потребители реагируют на каждый бренд по отдельности.

Другие производители отмечают, что продажи и заказы переживают подъемы и спады, а ситуация с тканями и прочим сырьем непростая: в среднем все это подорожало на 20-30 процентов.

 Светлана Мельниченко, президент Ассоциации «Палата текстиля и моды» Санкт-Петербурга:

 - Ближайший экономический прогноз таков: доходы населения будут падать. А в такие годы люди покупают только необходимую одежду, поэтому мой совет – обращать внимание на базовые коллекции. Будет расти рынок детской одежды, а также юношеской: у молодежи самая большая покупательная способность. Рынок женской одежды будет расти только там, где мы замещаем ушедшие бренды. Что касается одежды с местным, национальным колоритом, то ее очень нелегко сделать модной. Тут нужен четко выверенный дизайн.

Что касается поддержки предпринимателей, такой меры, как субсидирование покупки тканей и материалов, нет больше ни в одном регионе. Вы молодцы! Также хочу подчеркнуть: большинство производителей в легпроме, 27 тысяч компаний в России – это ИП, микропредприятия. Поэтому и меры поддержки должны быть рассчитаны на них, а не только на крупные компании.



Субсидирование – это возмещение уже понесенных затрат. Мы, питерцы, как и Москва, и Московская область, решили сработать на опережение и создали городской проект: город арендовал площади, освобожденные иностранными компаниями, и на их место пришли 100 наших дизайнеров. Также они получили бесплатную рекламу в соцсетях, на ТВ и на городских площадках, в том числе метро.

 Екатерина Малешина, управляющий директор ТРЦ «Мега» в Уфе:

 - Местные производители боятся заходить на большие площадки. Но единственное, что может вывести вас и нас на новый уровень – это тестовый подход: открыть точку (корнер), выложить товар и посмотреть, продается ли он и как продается, определить целевую аудиторию.


 Елена Баязитова, создатель и руководитель уфимской швейной фабрики «Страна детства»:

- Наша фабрика существует с 2008 года. Шьем детскую одежду: для новорожденных, спортивную, футболки, шорты, легинсы, давно производим школьную форму. А в 2020 году на очередном форуме легкой промышленности глава республики Радий Хабиров решил, что необходимо запустить проект «Единая школьная форма». Согласно ему, в каждой школе должен быть стандарт, дресс-код - в школу нельзя ходить в чем угодно. Вместе с Ассоциацией легкой промышленности РБ (я являюсь ее президентом), кафедрой технологии и конструирования одежды УГНТУ, Министерством образования мы разработали новую форму. В 2020 году в пилотном проекте участвовали три предприятия - «Страна детства», «Оптри» и стерлитамакская фабрика «Кристина», сейчас - уже более 10 фабрик. В новую форму переоделись 25 уфимских школ и школы 17 районов республики.
Какой же должна быть форма? Поскольку ребенок находится в школе большую часть дня, она должна быть не только красивой, но и удобной, пошитой из дышащей ткани. Поэтому сегодня многие родители вместо пиджаков выбирают наши трикотажные пиджаки-бомберы: они не сковывают движений, не мнутся, не вытягиваются. Турецкая трикотажная ткань, которая на них идет, состоит из 80% хлопка и 20% полиэстера. Сарафаны, юбки и жилеты для девочек мы отшиваем из российской ткани - продукции ООО «Чайковский текстиль». Так что можно надеяться, что материал у нас не закончится. Хотя сам производитель тоже использует импортное сырье: и нитки, и краски. Краски для ткани в России практически не производятся.



 Для производителей из Азии не составляет никакого труда скопировать любую только что появившуюся модель и выбросить ее на наш рынок. Только качество ткани будет намного хуже, зато цена – ниже. Другая большая наша проблема – это нехватка специалистов, прежде всего швей. Решаем ее по-разному: растим свои кадры, набирали надомников, швей из Вьетнама… Дело в том, что выпускники профильных вузов и колледжей очень часто не идут работать по специальности.

Владимир Наумов, менеджер группы компаний «Магеллан»:

 - Наша компания на рынке уже 28 лет. Мы шьем форменное обмундирование для силовых структур – МЧС, ДПС, полиции, кадетских школ. Например, за последние 2,5 года одели более 450 тысяч росгвардейцев. Также выпускаем одежду для активного отдыха. На выставке представлена боевая укладка, которая прошла испытания на спецоперациях в Сирии, в Ливии, а сейчас - на Украине. Наша экипировка выдерживает температуры от +40 до -50 градусов. ГК «Магеллан» включает в себя более 40 предприятий, где выпускается более 50 различных изделий. Заказы у нас расписаны на полтора года вперед.

IMG_20221007_122317.jpg
Конечно, сегодня, как и у всех, есть проблемы с сырьем. Мы используем разные ткани: от смесовых, где доля хлопка и полиамида составляет 50:50, до сложных изделий с двухслойной и трехслойной мембраной. Кстати, хлопок в нашей стране растет – в Краснодарском крае. А вот полиамидную и полипропиленовую нить приходится завозить из-за рубежа – из Европы, Китая и других стран Азии. Наш завод «Полиэф» мог бы ее производить, но они хотят выпускать только крупные партии, и чтобы заказы были расписаны на пять лет вперед. Сегодня мы получаем сырье авиадоставкой.

У нас два экипировочных центра – в Уфе и в Москве, магазины в нескольких городах РФ, и количество заказов стабильно растет. А если появятся новые долгосрочные контракты, мы сможем доставлять ткани и фурнитуру контейнерами, а не авиаперевозками, и снизить цены.

Екатерина КЛИМОВИЧ.

Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.