Защитный купол за 206 дней - подвиг чернобыльцев вспомнили в Уфе

Защитный купол за 206 дней - подвиг чернобыльцев вспомнили в Уфе

Так называется защитный панцирь из бетона и стали, возведенный на месте взрыва в Чернобыльской АЭС. В его возведении участвовали и специалисты из Башкирии. 30 ноября они собрались в сквере 50-летия Победы  возле памятника героям-ликвидаторам.

Именно в этот день 36 лет назад защитное сооружение сдали в эксплуатацию. Военные, строители, спасатели, пожарные – все они подняли защитный купол в рекордно короткие 206 дней. Об этом собравшимся в сквере уфимцам напомнили замглавы администрации Уфы Владимир Жебровский, заместитель председателя Госкомитета РБ по ЧС Александр Лопухов и сами «чернобыльцы».

Активными участниками трагических событий стали пожарные. Большинство из них отправились туда сразу же после аварии. Те, что участвовали в строительстве саркофага (так защитный купол называют в простонародье) – обеспечивали противопожарную безопасность работ. Вернувшись, они рассказывали своим младшим коллегам о том, что пришлось пережить.



- Мы тогда были еще молодыми. Старшее поколение приняло этот удар на себя. Каждый день там им приходилось преодолевать себя, побеждать страх перед невидимым врагом, радиацией. В каком-то смысле на пожаре гораздо проще: ты видишь пламя и знаешь куда идти. С излучением все иначе, а тогда еще и не было полной информации. Конечно, ребятам выдавались защитные костюмы. Но полностью это не спасало. Тем не менее люди выполняли свой долг честно, - рассказал начальник химико-радиометрического центра Ришат Хабибуллин.

Вместе с сотрудниками МЧС на торжественное мероприятие пришли вдовы и родственники чернобыльцев. В общей сложности эта беда коснулась 10 тысяч жителей Башкирии, в их числе – 940 уфимцев.

- У меня муж не был военным или спасателем. Он трудился слесарем на заводе. Но люди с техническими специальностями были очень нужны на строительстве «Укрытия». Поэтому из военкомата прямо на работу пришла повестка. Он пробыл там около месяца, потом была вторая командировка. Рассказывал о лесах с выжженной листвой, брошенных людьми городах, где по улицам бегают кошки и собаки, - вспоминает уфимка Марфуга Салихова.

И тихо добавляет: защита от радиации помогала слабо, фон был очень высок. Мужа не стало спустя десять лет, ушел из жизни молодым. Если бы не строители «Укрытия», такая участь постигла бы в сотни раз большее число жителей прилегающих к Чернобылю областей. Сегодня аварию на ЧАЭС считают крупнейшей техногенной катастрофой в истории. Радиоактивное загрязнение распространилось на сотни километров. Но самый критический очаг был закрыт бетонным саркофагом – благодаря самоотверженности и мужеству его строителей.



Одним из героев тех дней стал наш земляк, генерал авиации Николай Антошкин. В первые десять дней после аварии именно он руководил операцией. Под его началом вертолетчики сбрасывали в реакторную зону песок и другие материалы. Офицер и сам не раз понимался в воздух в самой опасной точке, за что получил звание Героя Советского Союза. Об этом рассказал депутат Госдумы РФ Зариф Байгускаров, которому в свое время довелось работать вместе с генералом.

- Все мы можем гордиться такими людьми. Другое дело, что государство должно обеспечивать ликвидаторов аварии на ЧАЭС достойной поддержкой и заботой. К сожалению, даже спустя годы ко мне обращаются «чернобыльцы» с просьбой помочь в обеспечении лекарствами, - признался депутат.

Иван БЕГМА.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.