Как Ваня пасечником стал

Как Ваня пасечником стал

Есть у нашей бабушки в Чишмах очень хороший сосед дядя Ваня.

- Вся улица говорит о нем и зимой, и летом. Зимой благодарит, а летом ругает, - смеется наша бабушка. И поясняет: дядя Ваня-то пасечник, и зимой все соседи пьют чай с его ароматным медом. А вот летом ульи, выставленные в огороде, не всем по душе: пчелки больно кусачие.

Вот и нашего пятилетнего Ваньку ужалила пчела. Ванька заплакал от боли, и когда мы вытащили жало из его кудрявой головы, еще долго боялся выходить на улицу. Бабушка сходила к соседу купить для Вани меду, чтобы с пчелками примирить. А сосед взял да и пришел сам. Огромный седой дед, с широченными ладонями, весь как сказочный русский богатырь, только на пенсии.

Сели два Ивана один против другого. Один другому мед протягивает в сотах, а другой - сладкоежка - сразу язык под каплю меда подставляет.

- Это тебе пчелки извинения свои прислали, - говорит дядя Ваня-пасечник.

А Ваня мой и не понял ничего. Он, конечно, знает, что пчелы делают мед. Но ел его только из магазинной баночки. В его представлении, наверное, пчелы сдают мед сразу в магазин. А тут вдруг соты, теплые-теплые, и из них течет нечто такое, что с магазинным медом и не сравнится.

С этого сотового меда началась для Вани совсем другая пчелиная история. Я в тот день из Чишмов уехал в город на работу, а бабушка мне вечером позвонила и сказала, что Ваня-маленький был у Вани-большого в гостях и даже ульи ходил смотреть, не побоялся. И так ходил он каждый день, и каждый день по вечерам я получал подробные отчеты от жены или от бабушки о том, как Ваня "помогает на пасеке".

Я представлял себе "помогальщика" стоящим в километре от улья... А когда приехал на следующие выходные в деревню, Ванька встретил меня у ворот в белом пасечном костюме - со взрослого плеча, с основательно закатанными рукавами и штанинами. Сын деловито натягивал на голову сетку-москитку и пояснял мне:

- Мы сегодня с дядей Ваней мед последний выкачиваем. Я помогаю!

Я тоже вызвался "помогать". Меня приняли в команду и тоже выдали белый костюм, белые рукавицы, шляпу с сеткой и галоши. И я очень боялся, но никому не говорил. А Ваня мой, видно было, не трусил совсем. И на нем совсем не было перчаток. И на дадя Ване не было. Один я был в рукавицах.

- Сейчас, папа, рамки будем вытаскивать, - пояснил Ваня. - С ульев крыши будем снимать, а там стоооолько пчел! Тебе понравится!

И он присел на корточки - смотреть, как Иван-старший раскочегаривает дымарь. Дымарь - это такая маленькая длинненькая "кастрюлька" с носиком. В ее жестяном брюшке тлеют всякие деревяшки, а из носика идет дым. А сбоку приделаны такие маленькие меха - их сжимаешь, и дым идет сильнее под напором воздуха.

Дядя Ваня раздухарил дымарь и дал его Ване в руки. Ванюшка мой встал сбоку от улья, а потом дяя Ваня снял крышку, и еще одну тяжелую квадратную рамку, и я думал, что вот сейчас с увижусь лицом к лицу с миллионом пчел, но там, под крышей, оказался еще постелен холст. И вдруг край этого холста отогнули, и я услышал изнутри реактивный гул, и Ваня мой тихонечко запыхал дымом в самую гущу этого гула. Я еще никогда не видел такого количества пчел!

И я немного струсил.

Но я же видел, как Ваня смело дымит, и попросил у него дымарь. Он тяжелый и теплый, и пчелки от него сразу присмирели. И с дымарем было совсем не страшно. А когда холстик на место водворяли, случилось вот что. Несколько пчелок оказались сверху на холсте, и я стал дымить туда, чтобы они улетели, но это ничего не дало, и тогда Ваня своей маленькой голенькой рукой стал пчел стряхивать:

- Уходите, глупые, уходите, скорее, сейчас а то вам крышка!

Дядя Ваня-богатырь и впрямь приготовился крышу на место ставить. Все пчелки послушно слетели с холста, а одна Ванечку в руку ужалила. Он нисколько не заплакал, а только молча жало вытащил из руки все.

Потом мы с дядей Ваней мед качали - заправляли рамки в медогонку и крутили ручку, и мед вытекал на стенки медогонки, а потом стекал в банку. И Ваня помогал. Рука у него немного припухла, но он гордо пояснил мне:

- Так много пчел погибает, когда человек с ульем работает. И я вот сегодня спас пчелу. Она меня укусила, но я ее все равно спас.

Мой мальчик был такой храбрый. Он пока не знал, что пчела, оставив свое жало, вскоре погибла. И я не стал ему ничего говорить.

Автор: Алексей БАЗАРОВ.