Опасны ли сухофрукты?

Опасны ли сухофрукты?

По всему городу разбросаны точки с сухофруктами и орехами. Здесь можно прикупить и такие экзотические для нашего брата лакомства как чурчхелла, урбеч, вяленые фрукты, а также разные пряности. Каждый продавец нахваливает свой товар: «Эти персики привезли прямиком из Армении, а гранаты - из Азербайджана, пастилу – из Грузии». В общем, налетай – покупай! Но стоит ли  верить словоохотливым восточным мужчинам?  

Коллеги подсказали, что на Центральном рынке есть хороший магазин с большим ассортиментом. Помещение с двумя отделами расположилось в подвале жилого дома. Когда я сюда заглянула, было довольно многолюдно. На прилавках - ярко-оранжевая курага, блестящий, словно масленичный блин, чернослив, размером с пуговицу крупинки изюма темно-синих, золотистых цветов манит взор. Рука непроизвольно тянется к коробкам, чтобы отсыпать щедрую порцию… Но меня сюда привела служба.

– Я всего лишь сотрудник магазина, работаю за оклад, но точно знаю, что хозяин сам прямыми поставками не занимается, а закупает все на торговой базе. Сейчас вот фрукты закончились, и он поехал за товаром, – рассказал молодой человек лет двадцати на вид. Он продавец и администратор торговой точки в одном лице. Правда, не очень хорошо говорит по-русски. Но языковой барьер не мешает продолжить разговор.

– На ночь коробки закрываем, чтобы пыль не попадала, каждый день в помещении проводим дезинфекцию, влажную уборку, – отвечает молодой человек на мой вопрос о чистоте. Есть информация, что в подобных магазинах заводятся грызуны. Но здесь на первый взгляд придраться не к чему.

Даже на сухофруктах имеется аннотация с указанием состава, условий хранения, даты и страны сбора урожая: «Изюм черный, крупный. Состав: изюм, 2% диоксид серы, глицериновое масло».



Можно похвалить за честность, ни для кого не секрет, что для того, чтобы уничтожить бактерии, а продукцию защитить от насекомых, ее обрабатывают двуокисью серы или сернистым ангидридом. Это та самая пищевая добавка Е220, которой маркируется упаковка, если товар покупается в заводской расфасовке. Выяснила, что мнения ученых насчет нее разнятся: одни специалисты утверждают, что после промывания сухофруктов ее почти не остается, а организм полностью выводит вещество. Другие утверждают, что в сочетании с водой она превращается в слабый раствор серной кислоты и раздражает слизистую пищеварительной системы.

Интересуюсь у нового знакомого, какую курагу лучше выбрать. Оказывается, поставщики, в зависимости от страны, по-разному относятся к обработке продукции. Если золотистые, блестящие плоды привозят чаще из Аргентины, Чили, Перу, то те, на которые мне указал продавец - плотные, мясистые, но не такие глянцевые – доставляют из стран бывшего СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Молдавии. Первые используют в большом количестве различные масла и жиры для обработки, поэтому они и выглядят так привлекательно.

Следующая точка – павильон на улице Правды. Хотя такие места стараюсь обходить по нескольким причинам. Во-первых, торговля на улице запрещена СанПиНом и считается несанкционированной. Во-вторых, на продукции оседают выхлопные газы, содержащие примеси тяжелых металлов, дорожная пыль. И в-третьих, здесь у продавцов нет условий для соблюдения элементарных условий гигиены, даже хотя бы помыть руки.

Правда, владельца точки это не смущает. «Ну вы же все равно их моете перед употреблением», - говорит мне мужчина.

Сколько живу в Деме, столько же эта точка функционирует, а за прилавком неизменно он. Владелец рассказал, что занимает ее уже более десяти лет, а фруктами торгует 22 года. Открыл свое дело после переезда из Алматы в Уфу.

– Каждое утро к пяти часам еду на продуктовую базу, чтобы к девяти все выложить на прилавок. То, что остается со вчерашнего дня, всегда откладываю отдельно и отдаю со скидкой, хотя на ночь все плотно закрываем и храним в чистом помещении. Если хотите, можете пройти, посмотреть, я и все документы покажу, – говорит он.



Через знакомую обратилась к человеку, который занимается поставкой в Россию фруктов и сухофруктов.

– Вся моя семья живет содержанием виноградников и нескольких гектаров бахчи с арбузами. В работу вовлечены мои дяди, братья, их семьи, дети. Есть и наемные рабочие. Виноград поставляем как свежий, так и сушеный - под солнцем или горячим воздухом, хотя это дороже и дольше, – рассказал мне Расим Лукманов. – Доставка в Башкортостан очень затратна, большая часть нашей продукции остается в южной части России – Ростове, Кубани, Волгограде. С Уфой продолжаю сотрудничать только потому, что здесь остались надежные покупатели.

А еще он только «для своих» изготавливает чурчхелу – бугристую колбаску из орехов и натурального сваренного виноградного сока с мукой.

– Даже по себестоимости такая продукция обойдется в разы дороже того, что представлена на рынках и восточных базарах. В промышленных же масштабах в лучшем случае используют концентрированные яблочные соки, а в худшем – сахарную воду с красителями.

Алина ГАРИПОВА.

Фото автора.