«Сыр» у парка

«Сыр» у парка
Есть объекты, которые настолько притягивают взгляд, что редкий человек с фотоаппаратом не удостоит их своим вниманием. Так, приехавший впервые в Москву молодой человек постарается запечатлеть себя на фоне Спасской башни или храма Василия Блаженного. Редкий гость Петербурга не произнесёт «сыр» у Медного всадника или Исаакиевского собора. А что же наша Уфа?

Пальму первенства, разумеется, отдаём памятнику Салавату Юлаеву. Любят фотографироваться туристы и у Монумента Дружбы. Будем надеяться, что вскоре и улица Октябрьской Революции удостоится их внимания. Позировать на фоне городских достопримечательностей любят и сами уфимцы. Добавлю: любили и раньше, когда фотоаппаратов, скажем так, было маловато.

Представим себе картинку из относительно недавнего прошлого: году так в 1960-м по весне родители вывели детей на первую весеннюю прогулку по улицам и паркам очистившегося от снега города. Возглавляет поход глава семейства, и не просто возглавляет, но ещё и фотографирует. И вот здесь сразу вопрос: что, скорее всего, попадёт на плёнку его «ФЭДа», «Зоркого», «Зенита» или «Смены»? Ну конечно, новенький мост через Белую (в ледоход) и «висячий» мостик в саду Салавата, архизлишний кинотеатр «Родина», скверы Ленина, Сталина, Маяковского. Ну и конечно, арка ЦПКиО (Центрального парка культуры и отдыха) имени Матросова, причём в кадр она попадала не только весной, но и летом. Да и зимой тоже – парк был очень популярен среди лыжников. Вряд ли кто из уфимцев старше пятидесяти не помнит её, хотя и простояла она всего лишь лет тридцать, и вот уже больше сорока прошло с момента её сноса.
До конца 40-х годов прошлого века входная группа в парк была выполнена из чугуна. И надпись на воротах гласила: «Ушаковскiй паркъ». В советское время надпись как могли драпировали, но в 1949-м этот «пережиток прошлого» снесли (точнее, перенесли к выходу из парка на Тукаевскую улицу, где на них через какое-то время наехал бульдозер, и ворота погибли окончательно).

10 апреля 1949 года «Советская Башкирия» сообщала: «Сады и парки освободились от снега, скоро они покроются зеленью. У центрального входа парка культуры и отдыха им. Матросова будет воздвигнута красивая арка». Проект, надо полагать, был уже готов, так как весной следующего года на фоне новой достопримечательности вовсю фотографируются как простые уфимцы, так и «стахановцы местных предприятий». При чём тут стахановцы, спросите? Так ведь новую арку украшали два барельефа – Ленина и Сталина. Да и неподалёку в самом парке уютно устроились на скамеечке бетонные вожди. Авторы этой типовой скульптуры Ю.И. Белостоцкий, Г.Л. Пивоваров и Э.М. Фридман, а вот по чьему проекту была выполнена арка парка, пока сказать не берусь. Подобные сооружения в то время возводились по всей стране, возможно, они задумывались как небольшие триумфальные в честь Победы. Но всё ж предположу, что архитектором мог быть, например, Н.Ю. Лермонтов. Или, к примеру, Б.Г. Калимуллин, ставший впоследствии автором входной группы в сад имени Луначарского (1956 г.).

Не удивлюсь, если количество снимков с аркой парка Матросова и на её фоне намного превысит число других архитектурных объектов тех лет. Тем более что и было-то таких немного. Если не считать, конечно, многочисленных шикарных особняков, но кто ж кроме специалистов будет обращать внимание на старые дома, мимо которых мы ходим каждый день? А ворота парка манили, как будто скрывалась за ними какая-то тайна. Да и попасть туда мог лишь человек, у которого завалялся хотя бы рублик в кармане – у входа касса: с дореволюционных времён, когда на воротах ещё красовалась надпись «Нижнимъ чинамъ и собакамъ входъ запрещенъ», вход в парк был платный (исключая годы Гражданской войны и разрухи). Поэтому все парки и окружали заборами и ставили ворота. Однако в 1958 году, после ряда «обращений трудящихся», входные билеты отменили и кассы стали не нужны.

К этому времени внешний вид ворот несколько изменился: звезду в верхней их части на растительном узоре (аканфе) сменил флаг и согласно первоначальной задумке вмонтировали часы. В 1961-м был сбит портрет одного из вождей, затем и барельеф Ленина заменили грубоватой доской. К концу 60-х арку заслонили ветви подросших рядом с ней деревьев, она стала привычной и не такой заметной. Будничность её теперь подчеркивали и коптившие своими дизелями большие автобусы-гармошки – здесь была организована конечная остановка 29-го маршрута.

А потом парк культуры и отдыха стал просто парком перед новым Домом правительства. Ворота его остались только на фотографиях. И в нашей памяти.

Анатолий ЧЕЧУХА