Деловой разговор с Еленой Прочаковской

Деловой разговор с Еленой Прочаковской

Центр управления республикой - цифровое сердце Башкортостана. Его бесперебойная работа зависит прежде всего от людей, которые в режиме реального времени анализируют обращения жителей.  Как функционирует механизм, как складывается картина в целом, где и какие нужно принять решения - об этом и не только говорим с начальником Управления главы РБ по социальным коммуникациям, руководителем проекта Центр управления Республикой Башкортостан Еленой Прочаковской.

- Уфа выходит на финишную прямую в подготовке к юбилею, осталось всего полтора года. Не помешают ли западные санкции и кризис реализовать все намеченные проекты? Что по этому поводу «говорят» Инцидент и социальные сети, которые вверенный вам ЦУР постоянно мониторит?

- Проекты и объекты, которые строятся к этому юбилею, нужны Уфе и всей республике. Например, строящийся Центр борьбы или Театр кукол, который посещают маленькие горожане и дети со всего Башкортостана. Или Центр гребного слалома на озере Теплом, который станет мощной базой подготовки для всех спортсменов. К тому же в рамках этого проекта реконструируют улицу Мушникова и прилегающую к ней территорию.

Уверена, санкции не помешают. Мы уже научились выживать в подобных условиях, искать новые подходы и создавать новые проекты. Но как повернется жизнь, никто не знает. Можно говорить лишь о том, что по состоянию на ноябрь 2022 года объекты прошли стадию проектирования, есть понимание, куда мы движемся. И пока все идет по плану, есть уверенность, что их сдадут вовремя.

- Уфимцев волнует не только реализация «топовых» заявленных юбилейных проектов, но в большей степени дороги, дворы, освещение, подъезды. Вам эти сигналы приходят в первую очередь. Какова динамика, есть какой-то прогресс в решении?

- Безусловно, прогресс виден. Обращений по благоустройству раньше было гораздо больше. Они есть и сегодня, но значительно сократились и другого характера. Люди говорят, не просто сделайте, а хотим именно такой парк или двор. Современный и удобный. Они видят удачные примеры, понимают, что к их мнению прислушиваются. И это уже иной уровень обращений. Дворы и общественные пространства становятся другими. Федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» и республиканская «Башкирские дворики» внесли в нашу жизнь новое понимание общественного комфорта. Появились интересные площади. Например, «Ветер перемен» в Баймаке, «Соляная пристань» в Стерлитамаке, «Северные ворота Башкортостана» в Янауле. Список можно продолжить. Люди хотят, чтобы их села и города заметно преображались.

- Как Уфа выглядит на фоне соседей-миллионников?

- Она - столица очень интересной республики, очень современной, которая чтит традиции и уважает прошлое. На фоне своих соседей выглядит достойно.

- Со всеми ли министерствами, ведомствами и муниципалитетами у ЦУРа налажено эффективное взаимодействие, все ли оперативно отрабатывают «прилетевшие» по Инциденту сигналы или есть свои лидеры и аутсайдеры? Расскажите о них.

- Работа построена так, что все министерства, ведомства, муниципалитеты заведены в систему «Инцидент-менеджмент» и в платформу обратной связи через сайт «Госуслуги. Решаем вместе». Нет такого, что кто-то реагирует эффективнее, а кто-то нет. Есть лидеры и аутсайдеры не в плане отработки, а в количестве инцидентов. Больше всего их, и это понятно, из-за количества жителей. Также анализируем проблемы. Если, например, система выдает три обращения по одной и той же теме от разных людей - это сигнал к профильному заму или начальнику отдела. Нужно разобраться, в чем там дело. Нам важно искоренить проблему. Не просто взять и «залатать забор», а выяснить, кто недоглядел, и не допускать этого в дальнейшем. Конечно, не все вопросы можно решить, но, как говорят, капля камень точит.



- Какие, на ваш взгляд, серьезные проблемы в Башкортостане удалось решить благодаря ЦУРу и системе «Инцидент-менеджмент»?

- На школьное питание - жалоб стало меньше. Мусорная реформа тоже дает результат. Но самое главное - удалось наладить систему работы органов власти в соцсетях. Появилась быстрая обратная связь между чиновниками и жителями. И мы благодарны коллегам в районах и министерствах, в подведомственных учреждениях за совместную работу. Цель у всех одна - улучшение качества жизни. Понимаем, что не все удается, но вектор правильный - постепенно движемся в нужном направлении.

- Как выстроена работа ЦУРа? Кто, кроме вас, заправляет «на кухне»?

- У меня есть заместитель - Дмитрий Черенков, есть начальники отделов - Нина Ахмадинурова, Урал Рисов. Отделом федеральной ветки ЦУРа заведует Тагир Шарафутдинов. Вся структура понятная и стандартная. Из необычного - есть редакция, социологи. Каждый день у нас по графику дежурят «зур начальники», и не всегда это руководители. Дежурят все. В ЦУРе три блока - экономической аналитики, социальных коммуникаций, информационный. Комплексный принцип нашей работы - «Знаем - Решаем - Предотвращаем - Информируем».

- Доводилось ли вам пользоваться городским общественным транспортом в Уфе и как вы оцениваете его работу? Сократилось ли количество жалоб?

- В свое время специально ездила в Затон, в Жуково. А так добираюсь в основном на машине. Транспортная реформа движется. Работа наладится, когда все перевозчики станут принимать карту «Алга», не будет никаких подпольных оплат. Количество жалоб сократилось значительно.

За период с 2019 по 2022 год республика закупила более 1000 новых автобусов для государственного перевозчика «Башавтотранс». Это самые современные транспортные средства. Большинство собраны на «НефАЗе». При определении маршрутов, на которых будут работать эти автобусы, Министерство транспорта учитывало и учитывает в том числе и обращения жителей. Для принятия решения у Минтранса есть и научные расчеты. Одни маршруты таким образом мы продлили физически, увеличили их протяженность, например №30к в Уфе из микрорайона Затон начал ходить до остановки «Торговый центр «Башкортостан». А такой востребованный маршрут, как №51 и 51А, начал ездить и до позднего вечера. Есть и маршруты, которые открыли именно благодаря новым автобусам. Например, №13 в активно застраивающийся микрорайон Кузнецовский Затон. Есть и проблемы, но республика понимает, как их решать.

- ЦУР очень помог многим в период пандемии. Быстро реагировали, давали ответы, решали проблемы. Как часто вам приходилось взаимодействовать с нашим Минздравом и что нового для себя вы открыли в этой сфере?

- Мы много взаимодействовали с Минздравом. Это такая махина, в которой каждый винтик - человек. Будь то министр, начальник отдела или просто сотрудник - все важны. Открыли людей для себя с новой стороны во время пандемии. О них мы рассказали в фильме, который снимали с БСТ, «Башкортостан. Хроники. Ковид». Он о самоотверженных людях, которые, не считаясь с трудностями, собственным здоровьем и временем, выполняли свой профессиональный и человеческий долг. Это настоящие герои.

- Сегодня все объединились вокруг событий на Украине. Как налажен контакт ЦУРа с семьями мобилизованных, удается ли оперативно всем помогать?

- У нас есть Ситуационный центр, где принимают звонки. Администрация главы Башкортостана ведет системную работу с военкоматами, с министерствами по мерам поддержки. Первые обращения касались в основном вопросов по мобилизации - кто подлежит. Потом люди стали интересоваться льготами. Изучили статью №18 ФЗ №51. Отвечали на вопросы, как быть с мобилизованными, у которых на иждивении инвалиды, где какие справки взять.
Постоянно были на связи со всеми, кто имеет отношение к вопросам мобилизации или решению проблем родных участников СВО. Количество вопросов по этой теме в конце сентября зашкаливало, они были в первых строках рейтингов информсистем ЦУР Башкортостана. Мы работали плотно с военкоматами, приходилось решать разные вопросы. Администрация главы Республики Башкортостан организовала выезд нотариусов на места слаживания в Елань, Казань, Саратов, которые помогли мобилизованным оформить доверенности на родных. Поступали просьбы проанализировать и разобраться с условиями мобилизации, чтобы не забрали тех, кому по закону положена отсрочка.

- Вас в Башкирии называют «микрофоном Хабирова». Как вам такое определение и удается ли что-то «подсказывать» по-журналистски главе республики?

- По поводу подсказок… Не думаю, что это корректный вопрос. Радий Фаритович - очень компетентный руководитель. Но спрашивать он умеет и всегда внимательно слушает. Микрофон Хабирова? Это вы ласково. В основном говорят, что это та женщина, которая бегает вокруг главы с микрофоном. Да, я этого не стесняюсь. И даже горжусь, что мне удается спросить у главы то, что хотели бы спросить другие. Наш руководитель региона делает много хорошего для людей. И работать с ним для меня честь и огромный опыт. Хотя мы знакомы уже шесть лет, я узнаю много нового от Радия Фаритовича. Учусь у него. Даже корректнее будет сказать, мы всей командой учимся.

- До Нового года осталось совсем немного. Пожалуй, впервые мы будем его встречать с большими надеждами на мир. А чем вам запомнится уходящий?

- Запомнится тем, как люди воспринимают все, помогают другим. Запомнится носочками, которые связала бабушка из Учалов для бойцов отрядов имени Шаймуратова и Доставалова. Поездками на места боевого слаживания, когда жестко учили наших бойцов стрелять, падать, бегать. Как ты научишься - от этого зависит жизнь.

- Каким было ваше представление о нашей республике до приезда сюда? Изменилось оно сейчас, ведь вы объездили с главой республики почти весь Башкортостан?

- Я в республике с 1 ноября 2018 года. Признаюсь, знала о ней очень мало. В основном она ассоциировалась с лошадьми и медом. Сейчас понимаю, что это не совсем так. Башкортостан конца 2022 года в моем представлении - яркая толерантная республика, где живут люди разных национальностей, живут дружно. Я чувствую себя здесь очень комфортно.



- Какие места Уфы стали вашими любимыми?

- Вначале я познакомилась с парком Ленина или, как его еще называют, Матросова, с Софьюшкиной аллеей, площадью вокруг Тукаева, 46. Словом, исследовала окрестности рядом с местом работы. Узнала про Аксакова и его жену. Потом открыла для себя Духовное управление мусульман - ДУМ. Сходила в мечеть, узнала, как вести себя там православному человеку. Уфа для меня - ежедневные открытия. Очень самобытный город, но по роду службы он ассоциируется у меня не с туристическими объектами, а с потоками обращений. Например, огромный микрорайон Сипайлово - с проблемами мусоропроводов, Самохваловка - с фонарями, установленными без проекта. Улица Менделеева - с контактным зоопарком, с которым мы разбираемся. Уфа для меня живой организм.

- Есть ли у вас свободное время и как вы его проводите?

- Свободного времени очень мало. Кроме основной работы, вместе с коллегами мы выпускаем телепроект «Республика LIVE # дома» на БСТ. Это занимает много времени. Живу за городом и, когда есть время, летом катаюсь на велосипеде, а зимой - на лыжах. Люблю покопаться на грядках. Иногда полезно побыть один на один с природой. При первой возможности летаю к дочери и внукам в Подмосковье. Внучке Саше 8 лет, Ване - 4 года.

- Люди, которые вас удивили.

- За четыре года где только не побывала. И из каждой поездки привожу незабываемые впечатления. Вот в селе Верхнеяркеево Илишевского района создали такой интерактивный музей Мусы Гареева, что любая столица позавидует. А Марийский историко-культурный центр в Мишкино, Сибайская филармония с потрясающей акустикой - все не обычно. И это все создали люди славной башкирской земли. Они очень позитивные, дают большой заряд оптимизма. Ради них мы и работаем, чтобы сделать их жизнь лучше.

- Последняя книга, которую вы прочитали.

- Перечитываю толковый словарь Ожегова и Шведовой. Значение некоторых слов подзабыла и хочется потренировать память.

- Освоили ли какие-то слова на башкирском языке?

- Некоторые, безусловно, понимаю. Любимое слово, которое часто использую, «бергэ» - в переводе «вместе».

- Чем удивила национальная кухня?

- Никогда раньше не ела конину, а теперь очень нравится.

Светлана ЯНОВА