Опера-былина «Садко», премьера которой с большим успехом прошла в Башкирском театре оперы и балета, готовится к показу на московской сцене.
«Кабы была у меня золота казна,/ Кабы была дружинушка хоробрая,/ Я не сидел бы сиднем в Новгороде, / … Я снарядил бы тридцать и един корабль,/ Товары красные я б понагруживал./ … И прошел по великим рекам/ Я б ко синему морю далекому».Бизнес-план, изложенный Садко на пиру у новгородских купцов, со временем доказал свою актуальность: в XII-XV веках через Новгород проходили все товарные перевозки с Запада на Русь, а в XVIII веке воплощением идеи вплотную занялся Петр I.
Однако энтузиазма у новгородских купцов она не вызвала, и огорченный Садко оказывается на берегу Ильмень-озера - входа в морское царство… Так начинается опера, признанная жемчужиной русского искусства, с которой Большой театр ездил на свои первые гастроли в Ла Скала.
Премьера же «Садко» в Уфе уже названа критиками «глотком давно забытого свежего воздуха».
- В нынешнее время хотелось поставить нашу, русскую музыку, - заявил художественный руководитель театра и режиссер-постановщик Аскар Абдразаков. - Я надеюсь, эта постановка передаст хотя бы малую частичку культурного богатства нашей многонациональной страны.
- «Садко» - это одна из самых больших и сложных опер, настоящая проверка для любого театра, - считает дирижер-постановщик спектакля - лауреат «Золотой Маски» Феликс Коробов. – Ведь это семь полноценных смен сценографий, полностью занятая оперная труппа, хор и 70 артистов балета! Так что это большая победа. Римский-Корсаков - фантастический колорист и инструментовщик. Он часто был скован необходимостью писать так, как считалось правильным в «Могучей кучке» или как было принято сочинять в то время – а в воздухе уже носились Малер, импрессионисты, и ему хотелось писать по-новому. И он придумал гениальный выход: стал сочинять фантастические картины: Подводное царство в «Садко», Шемаханская царица в «Золотом петушке»… И вот там он «выдавал» все, что ему хотелось.
Влюбленная царевна или русалка-искусительница? «Я продумала всю биографию своего героя»
Впечатлениями о работе над музыкой и образами с нами поделились и сами певцы.
Роль прекрасной Волховы - младшей и любимой дочери Морского царя, являющейся Садко на берегу Ильмень-озера, первой исполнила Альфия Каримова - легендарная солистка, обладательница множества международных премий, которой рукоплескали Лондон и Палермо, номинант «Золотой Маски». Своими мыслями о новой роли и профессии в целом она поделилась с нами:
- Не то чтобы совсем отрицательный... Но сказочный, из другого мира, родственный русалкам, сиренам - словом, нечистой силе, искусительница! Мне кажется, что она и другие жители подводного царства, как Мефистофель, находятся в погоне за душами, и «уловленные» души дают им бессмертие.
- А мне царевна понравилась. Она ведь влюбилась в Садко! И подарила ему осуществление мечты…
- И все-таки Римский-Корсаков – настоящий русский композитор, несмотря на все иностранные веяния.
- Да. В его операх, в том числе в этой, очень много цитат из народной музыки, народных песен. А настолько богатый музыкальный язык! Николай Андреевич - гений оркестровки: он привлекает неожиданные и очень красочные инструменты – например, красиво солирующие валторны, кларнеты, гобои. Я хорошо знакома и с его камерным творчеством, романсами, и это один из моих любимых композиторов. Он просто был настолько одарен, что его талант выходил за рамки какой-то одной школы.
- Вы мечтали спеть еще одну героиню Римского-Корсакова – Шемаханскую царицу. Вам это удалось?
- К сожалению, пока нет, так что я по-прежнему в этой голубой мечте. «Золотой петушок» - последняя опера Римского-Корсакова. Там очень сложный, символистский музыкальный язык, поэтому если она и ставится, то довольно редко и в основном как «режиссерская опера». Но партия царицы просто роскошная! Это сочетание идей Римского-Корсакова и Пушкина о том, какой должна быть женщина: красивой, изобретательной, мудрой. Она же говорит: «Для побед не нужно рати!»
- Но доброй ее не назовешь.
- Да, но это же сказка, причем скорее поучительная, чем добрая. «Сказка ложь, да в ней намек!» Возможно, Римский-Корсаков таким образом хотел обозначить какие-то проблемы общества, о которых нельзя было говорить прямо.
Еще из его опер я пела «Снегурочку», а недавно в Ташкенте исполнила партию Марфы в «Царской невесте». Это огромная историческая постановка, в классическом варианте, тоже с прекрасными костюмами, практически без купюр… Был большой успех. А в Челябинском театре оперы и балета мне посчастливилось спеть Людмилу в «Руслане и Людмиле» М. Глинки. Так что у меня получился целый сезон русской музыки!
- Хочется услышать: вы вернулись к нам из «Астана-оперы» надолго?
Мне также очень нравится партия Любавы, и я сопереживала героине, тем более что эту партию исполняет мой педагог - Любовь Буторина, и для меня большая честь и счастье - петь с ней на одной сцене. Словом, это огромная радость, когда ты в работе, да еще и над таким грандиозным спектаклем. Тандем режиссера-постановщика Аскара Абдразакова и художника-постановщика Ивана Складчикова уже говорит о высочайшей планке. Оказавшись на генеральном прогоне со зрителями, я наконец увидела всю картину и окунулась в этот прекрасный мир, где светло, красиво, уютно, откуда не хочется уходить. Меня наполнила огромная гордость за наш театр.
- Что вам дала работа с Феликсом Коробовым?
- Маэстро Коробов за долю секунды может распознать суть проблемы и дать ценный совет! Вот моя первая оркестровая. Я спела несколько фраз, он подошел, негромко высказал свои пожелания, дал несколько советов, которые очень помогли мне в дальнейшем. Это огромная радость - работать с человеком, который своевременно скажет нужные слова и направит тебя именно в то русло, благодаря которому ты сможешь еще больше раскрыться.
- В чем прелесть русской музыки?
- По-моему, прежде всего в том, что мы поем на родном языке. После того как ты осваиваешь партии на французском, итальянском, переводишь каждое слово и добиваешься правильного произношения, петь на русском - большое счастье. О русской музыке можно говорить бесконечно, но все же лучше послушать! Каждая новая партия - это возможность вырасти в профессиональном и даже человеческом плане, нахождение новых красок в голосе.
- Для кого-то это история о том, как главный герой в погоне за богатством отворачивается от своих близких. А для меня он – путешественник, первооткрыватель, искатель новых путей. А как вы его воспринимаете?
- В музыкальном плане у Сопеля и другого главаря скоморохов - Дуды - в музыке народные мотивы, можно сказать, нарочито простые, подчеркивающие их роль. Другое дело – драматургическая сторона, создание всего образа. Мы над всеми подтруниваем, посмеиваемся, в том числе иной раз и над воеводой, старшиной и другими богачами, давая понять, что не такие уж они и небожители… В этом есть и своя драма: с одной стороны, скоморохи «выполняют заказ» того, кто пригласил и заплатил, с другой - должны угодить народу, не потерять его доверия. Словом, «и нашим, и вашим». Непростая задача! Зато мне очень повезло с партнером: Дуду пел Раиль Кучуков, а ведь Раилю Фазыловичу уже 70 лет! И тем не менее он блестяще справился с ролью, где нужно все время двигаться, играть, прыгать, заводить народ, что он танцевал вместе с нами; там есть мизансцена, где мы воруем платок… Вот от этой игры, да еще в такой компании, я получил большое удовольствие.
- Вы закончили Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова…
- Да. Москва и Петербург всегда конкурировали, но первая в стране консерватория появилась именно в Петербурге, и там все просто дышит историей, традициями, искусством. И с творчеством Николая Андреевича я, естественно, хорошо знаком. У него нередко достаточно простые мелодии и фактура – простые, но гениальные, его замысел легко услышать и передать. Мы много слушали и пели его романсы, арии, помимо этого для меня он еще и невероятный симфонист. И в его симфониях тоже услышать лейтмотивы из опер, романсов, русские мотивы…
- И все-таки вы вернулись из северной столицы в Уфу.
- Конечно. У меня здесь семья, друзья, работа. Уфа мне ближе.
- Наверно, у вас еще немало ролей мечты…
- У Римского-Корсакова я бы спел боярина Ивана Лыкова – это одна из главных партий в «Царской невесте», жених будущей царской невесты Марфы. Лыков – близкий для меня, лирический, влюбленный персонаж – как все тенора. А когда-нибудь, набрав побольше опыта, я бы спел и Садко. Ну а сейчас пою Принца в спектаклях о Золушке. Романтика по-особому отзывается у меня в душе.
Цеха Марьи-искусницы
Как единодушно признают все видевшие премьеру, от красоты костюмов здесь просто захватывает дух.
С одной стороны, не хочется раскрывать тайны всей этой красоты, а с другой стороны, одежда - зеркало эпохи и культуры. Как же, из чего создавались все эти роскошные наряды, которые заставляют нас поверить: именно так и выглядели новгородцы, их жены, Садко и обитатели морского царства?
Некоторые секреты своей работы нам приоткрыли начальник пошивочного цеха театра Наталья Васильева и ее коллеги.
- Фантазийный костюм царевны Волховы, да еще в окружении белоснежных нарядов подружек, приковывал к себе все взоры…
- Кроме того, под платье царевны надевается корсет, - рассказывает закройщица Елена Новикова. - У нас есть настоящий старинный корсет - польский, мне его подарили. Это несколько слоев простеганной ткани с жесткими элементами из китового уса (вместо него сейчас используются корсетные кости из пластика либо стальные полоски). По нему мы рисовали линии. Вообще внешний вид костюмов должен быть таким, как задумал художник, а как сделать так, чтобы они хорошо сидели и чтобы в них было удобно петь и танцевать, - это решаем мы. Даже совещания проводим по этому поводу.
- Ну а Любава, в противоположность сопернице, носит сарафан ярких, красных тонов, и душегрею, и шугай - единственную приталенную одежду допетровской Руси…
- И мужские костюмы столь же роскошны – видно, русские мужчины были не меньшими франтами, чем придворные Людовика XIV, да и почему должно быть иначе?
Начальник пошивочного цеха Наталья Васильева с пачкой для балетного выхода в "Садко". Всего для нескольких составов артистов было пошито 35 пачек: костюмы в театре шьются индивидуально.
- Чтобы воплотить эскиз художника в «натуральном» размере, сначала сшитая ткань накалывается на пол гвоздями, грунтуется и рисунок наносится углем. Потом все рисуется анилиновыми красками и гуашью, делаются аппликации: на позолоченную или посеребренную сетку – нашиваются бархат, парча и рулоны потали - типографской золотой и серебряной пленки. Вот так и получается все дорого-богато! А самым сложным был арлекин - арка с кистями на красном бархате, неподвижно закрепленная в верхней части сцены. Его нужно было целиком набрать из кусочков разноцветной парчи. Кстати, в России вообще осталось не так много театров, где декорации изготавливают вот таким - классическим способом: сейчас очень широко используется печать на ткани, что быстрее и дешевле. Мы тоже ее использовали, но только для аппликаций. Так что приезжие художники обычно бывают в изумлении и восторге от нашего цеха. А за две недели до премьеры и мы, и пошивочный цех сдаем все на сцену: артисты должны репетировать, жить в декорациях.
Екатерина КЛИМОВИЧ