В кадре и за кадром

В кадре и за кадром
В январе исполняется 70 лет заслуженному деятелю искусств России, кавалеру ордена Салавата Юлаева, директору школы-студии телерадиокомпании «Башкортостан» Шауре (Тузбековой) Гильмановой. О ее полувековом служении Отечеству - наш беглый взгляд…

Благословение небес

«Живу с верой в душе, под защитой Создателя, постоянно ощущаю его покровительство, научилась разгадывать знаки свыше, что помогает выстоять в самых невероятных обстоятельствах», - признается Шаура Габбасовна, сумевшая выкарабкаться из ковидной тьмы, несмотря на стопроцентное поражение легких. Чудеса! - посчитали доктора. «Бог в очередной раз принял молитвы мои и моих единоверцев за меня, - уверена пациентка, - он всегда со мной».
Бог, уверена Шаура Габбасовна, един, и она с уважением относится ко всем традиционным религиям: инициированные ею исламские и христианские проекты живут более трех десятилетий. Для себя выбрала путь ислама, памятуя деда - указного муллу Яхъю Тузбекова, основавшего в родной деревне Имендяшево Гафурийского района мечеть и медресе, ставшее в советские годы школой. Основал аул прапрадед Рахмангул, дав редкое по тем временам название - «имандаш» - «путник веры». Позже появилась иная версия перевода: «дуб - камень».

Деликатная тема веры обуревала ее со студенческих лет. А когда углубилась в творчество своего земляка Мажита Гафури, ее бунтарский характер никак не хотел принимать версию советских идеологов: знаменитое стихотворение поэта «Видно, нет тебя, Аллах!» и повесть «Черноликие» провозгласили чуть ли не гимном атеистов. Шаура же слышала в нем боль глубоко верующего человека, отчаявшегося от несправедливости в обществе и пытавшегося обрести силы в своей вере. Именно эту идею заложила в свою инсценировку по творчеству Мажита Гафури «Черноликие» для постановки в Башакадемтеатре, которую подготовила по просьбе Олега Ханова, тогда художественного руководителя. Премьера прошла с аншлагом, а спектакль был номинирован «Золотой маской».

Бунтарка из Имендяшево

Тривиальная фраза - у каждого своя судьба - в случае с Шаурой Тузбековой звучит особенно драматично: из семерых детей в семье именно она оказалась не нужной родителям - ее отдавали то одним родственникам, то другим. Повзрослев и став серьезной личностью, она сумела простить родителей и долгие годы ухаживала за парализованной матерью до ее последнего вздоха. И по зову умирающего отца примчалась в районную больницу и больше месяца слушала его исповедь. Трагедия большой семьи - корнями из революции 17-го: предки - до прихода посланцев императрицы Екатерины - владельцы солеваренных установок в окрестностях нынешнего Красноусольска. Габбас Тузбеков, сын указного муллы, с детства помолвленный с дочерью муэдзина из соседней деревни, влюбился в дочь бедняка Гайшу Юмагулову. Юмагуловы в первых рядах вступили в Советы, стали красноармейцами. В одну ночь они расстреляли и казнили 11 мужчин Тузбековых. И вдруг продолжатель рода Габбас выбирает в жены дочь Юмагуловых - дурной знак, посчитали старики.

Так оно и случилось: любящие, казалось бы, люди никак не могли стать счастливыми. «Сихыр» - колдовство, шепталась родня и развела молодых. И маленькая Шаура оказалась незаконнорожденной. Неудивительно, что она росла бесенком, чувствуя, что место под солнцем ей никто не уготовил, за него надо бороться. И боролась!

В 12 лет девочку забрала и удочерила офицерская жена Мария Ивановна Кузнецова. Ее муж-пограничник в годы войны не вернулся с боевого задания - вероятно, погиб. Но по суровым законам военного времени жену Кузнецова сослали в лагерные поселения Белорецкого района, отобрав двоих малолетних детей - так она их больше и не увидела. И всю свою нерастраченную любовь женщина обратила на башкирскую девочку. «Ох, ты моя дикарка!» - прижимала она к груди Шауру, и та млела от не известной ей прежде нежности.

Мария Ивановна учила девочку правильному русскому языку, читать книги, поставила на коньки, водила в секцию гимнастики. Зарабатывала женщина своими умелыми руками: делала на дому искусственные цветы, прически и маникюр - обучилась этому и Шаура. Держать спину, красиво сидеть за столом и правильно пользоваться столовыми приборами - уроки приемной мамы остались на всю жизнь. А два счастливых года под опекой чудесной женщины промчались одним мигом. Подросшая девочка понадобилась в семье - некому было присматривать за хозяйством, мамой-инвалидом, ее выкрали и вернули родителям.

Шаура, привыкшая изъясняться только по-русски, оказалась в незнакомой среде. Плакала и страдала. Но душевные терзания ребенка взрослых мало волновали. Усладу девочка находила теперь только в книгах и своих мечтах о прекрасном будущем. «Буду актрисой!» - решила Шаура, глядя на двух старших сестер, окончивших уже Стерлитамакский культпросветтехникум. Но не тут-то было. Отец сжег ее свидетельство об окончании 8-летней школы, услышав о планах пойти в артистки.

Горю девочки помог еще один ангел-хранитель: Миндель Юмагулович Хайруллин, директор школы, добыл Шауре дубликат свидетельства. И она успела забежать в последний вагон - подала документы в Салаватское педучилище. Активная девочка сразу стала лидером, ее выбрали старостой, но бунтарский характер то и дело подводил, несколько раз ставился вопрос даже об исключении. Но судьба и здесь уготовила ей защитницу - учительницу русского языка и литературы - Салису Сафиевну, оказавшуюся сестренкой Мустая Карима, скромно умалчивавшую о родстве с народным поэтом.

Училище Шаура окончила с отличием, получила распределение в Красноусольск. Но мечту стать актрисой не оставляла и дважды подавала документы в Институт искусств в Уфе. Однако два года подряд Гюлли Арслановна Мубарякова уговаривала отказаться от своей мечты. «Внешность у тебя башкирская, а родного языка не знаешь. Вот и будешь занята только в массовках русской труппы - тебе это надо?!» - убедила девушку строгая экзаменатор. И тогда Шаура отправилась в Казанский университет и легко поступила на факультет журналистики - в Уфе журфака еще не было.

Татаро-башкирская дипломатия

Казань подарила Шауре много друзей, счастливые моменты, новых наставников и покровителей. У нее уже был небольшой опыт радиожурналиста, приобретенный в Красноусольске в корпункте Башрадио, и ее взяли стажером на полставки в Гостелерадио ТАССР, причем в татарскую редакцию. Куратор Сагитов обязал Шауру срочно выучить язык. Сначала она хитрила: приглашала на интервью татар, чтобы на ее русские вопросы они отвечали по-татарски. Но быстро втянулась и выучила-таки язык родственного народа, а через него легко освоила и свой башкирский.
В Казани способности Шауры к журналистике быстро заметили и всячески поощряли. Тогда же родилась идея организации «телемостов» между Татарией и Башкирией - программа пользовалась большой популярностью.

А еще именно Казань помогла стать Шауре дважды мамой, для этого ей приходилось почти по полгода наблюдаться в Институте акушерства и гинекологии. В итоге в Уфу она вернулась с дипломом тележурналиста и счастливой мамой сына и дочери. Но связи с родной альма-матер поддерживает до сих пор. Когда в Башгосуниверситете создавали факультет журналистики, привезла пачки методических указаний и прочей документации.

Что оставляю после себя?

Задается вопросом моя собеседница. И начинает перечислять. Из семи каналов телерадиокомпании «Башкортостан» четыре - нареченные ее «детки»: «Курай», «Салям», «Юлдаш» и «Спутник». В «Золотом фонде ТВ» более 500 ее авторских работ. В 2005 году по настоянию учредителей (правительство РБ) Шаура Гильманова открыла при компании учебный центр, а уже в 2007-м была получена государственная лицензия на образовательную деятельность, с 2013-го она бессрочная - знак подтвержденной репутации Школы-студии. За 18 лет служения Шаура Габбасовна выпустила в профессию 1800 человек с документом об образовании государственного образца.
Она гордится тем, что оказывалась у истоков новых и очень важных проектов, которых за полвека на башкирском радио и телевидении создано множество. К ней обращаются вузы, ссузы, гимназии с просьбой основать свои медиацентры. Полгода она ездила в Бакалы, где действует Первая Сельская интеллектуальная школа в России. Созданная под патронажем Шауры Гильмановой бакалинская телестудия «Алга» недавно получила грант на развитие. В своем родном педучилище (теперь Салаватский колледж образовательных технологий) курирует медиацентр, проводит обучающие курсы, 30 активистов уже получили удостоверения о дополнительном образовании.
А еще она действительный член Евразийской академии телевидения и радио. Ее приглашают членом жюри или экспертом международных телефорумов. В 2013 году побывала в Китае, в 2019-м - в Севастополе.

Но все же главный ее капитал - сын и дочь, а еще четыре умнейшие внучки - по две в каждой семье, как и мечтала Шаура Габбасовна. В них она видит свое продолжение, в их неравнодушные сердца надеется вложить родовую память гордых предков Тузбековых, оставивших яркий след в истории табынских башкир и всего Башкортостана. Она возрождает усадьбу деда, растит парк, веря в надежность родового гнездовья.


Галина Ишмухаметова