Паспорт дома, или Улица под цвет погоды

Паспорт дома, или Улица под цвет погоды

Большое видится на расстоянии, тем более если это большой город как пространственно-временной континуум. Мы совершили виртуальную прогулку с директором Республиканского градостроительного центра Ришатом Шакиряновым, чтобы оценить произошедшие с Уфой перемены.

- Года два назад в интервью мы говорили о концепции «Город в парке». Мы видим, как сейчас реализуются проекты по реконструкции парков, скверов, прогулочных зон. Как вы оцениваете развитие города в этом направлении?

- Идет масштабная работа, значение которой мы оценим позднее. Идея была объединить все прогулочные зоны, парки и скверы в единый каркас благоустроенных площадок от леса, бульвара до дворов. Тема развивается. Пока не видны связи, но появляются ухоженные зеленые пятна, которые потом соединятся сами собой. Например, парк «Кашкадан» - шикарный проект. Реконструируется также набережная реки Уфы, немного погодя появится связь с улицей Рыльского. Все это выльется в микрорайон с идеальным каркасом благоустройства: большой парк, берег, бульвар. Пополам рассекающая улица даст досягаемость объектов примерно со всех участков микрорайона.

Парк «Первомайский» - сравните, что было и что стало сейчас. Совершенно противоположные вещи, о чем черниковцы могли раньше только мечтать.

 Знаковые места появляются: Советская площадь, означающая качественно новый уровень. Планка задана и ниже уже опуститься не может.

- Горожане жалуются на скудное наполнение набережной Белой и других общественных пространств. Как вы считаете, их надо наполнять бизнес-объектами типа кафе или арт-объектами?

- Набережная - другая проблема, здесь нужно решать с инженерными сетями, чтобы она заработала, чтобы частный бизнес зашел. Эти вопросы решаются, насколько я знаю.

По поводу оформления - сначала был некий скептицизм, но сейчас все меняется, место начало раскручиваться, народ там гуляет, проводятся мероприятия. Можно констатировать, что набережная стала еще одной городской точкой притяжения.

- Вспоминается набережная в Перми, где телевизионщики непременно выхватывают в кадр слоган «Счастье не за горами». Может, и нам не хватает такого арт-объекта?

 - Он появится, когда место реально раскрутится, когда определятся точки достижения с прогулочной зоной.

- Можно ли считать Арт-Квадрат самой удачной креативной площадкой города? Могут ли другие бизнесмены потянуть такие проекты?

- То, что частный инвестор взялся за такой проект, очень впечатляет. Мы придумали еще лет 15 назад пешеходную зону с кварталами под рабочим названием «Город мастеров», где наряду с коммерцией хотели сделать гончарные, ткацкие мастерские, концертную площадку. Просчитали маршрут, по которому сам пролазил, сделали книжечку демонстрационную. Она попала к Рустему Абдульменову, увидев ее, он загорелся идеей и, как видим, реализовал уникальный проект. То, что он сделал для города, республики настолько знаковое место, достойно самой высокой награды.

- Складывается впечатление, что это благотворительный проект, который не окупается…

- Есть такой момент. Я спрашивал его, где здесь бизнес? А он в ответ: не думаю о прибыли, мне хочется сделать такое, чтобы потом добрым словом вспомнили. Это удивительный человек. Бешеные вложения и через сколько лет окупится, вопрос.

- К 450-летнему юбилею столицы строят и обновляют многие объекты. Как вы видите преображенную Уфу?

- Перед тем как провести праздник, проводится серьезная работа.

- В чем трудность преображения улицы Октябрьской Революции? Почему бизнес не спешит вкладываться в аренду памятников архитектуры, несмотря на преференции?

- На ее реконструкцию планировались и бюджетные, и частные вложения, но с памятниками истории нужно проводить особую работу, определить их правовой статус и понятие охранной зоны. Есть сомнения, что инвестор купит старенький деревянный дом и восстановит его до мельчайших деталей. И как в нем делать бизнес? Для этого нужно четко понять, что является объектом охраны, дозволено ли ему работать с прилегающей территорией, какой правовой статус у нее. Это тонкие юридические вопросы, которые нужно отработать с хорошими специалистами, и они сейчас обсуждаются. Пока на стадии решения - какой статус будет у улицы. Мы уже говорили, что ремонт улиц необходим, а что за остальными - вопрос открытый. Здесь пересекаются интересы многих - это и земельные отношения, и охрана памятников, и архитектура, и выстраивание бизнес-моделей, понятие якорных объектов.

Проект планировки согласован, его делала Главархитектура, сейчас идет корректировка в соответствии с пожеланиями частников и структурными подразделениями. Понимание есть, скоро вопрос решится.

- В итоге улица станет лишь частично пешеходной?

- Мы в свое время продумывали, как с Гостинки выйти к набережной. Получили несколько вариантов проработки плюс пешеходную зону, которая могла идти через дворы, где можно было бы присесть, отдохнуть, выпить в кафе чашку кофе. Тогда же занимались и Арт-Квадратом, чтобы сделать пешеходной некую зону, и это получилось. Не улица, а именно квартал.

- В случае с улицей Октябрьской Революции сыграл свою роль автомобильный трафик. Часто ли он мешает многим проектам?

- В таком мегаполисе, как Уфа, транспортное движение не перекроешь. Сделав это, мы нарушим сложившуюся транспортную систему.

По Октябрьской Революции хотели, но не получилось, такие пешеходные улицы надо изначально планировать.

- Как вам идея горожан о восстановлении знаковых мест, например, таких как кафе «Снежинка»?

- Пожалуйста. Но надо проделать определенную работу: создать инициативную группу, решить юридические вопросы, привлечь инвесторов. Я вырос на таких вещах, как магазин «Пионер», Восьмиэтажка, «Пельменная», также есть ностальгия по старой Уфе. В свое время у знакомого бизнесмена было горячее желание восстановить «Пельменную», но она не прошла реалии жизни. Это иллюзия, что у бизнесменов полный карман денег и они могут все.

- Да и в готовые объекты они не спешат вложиться...

- Хотя им предлагаются различные преференции типа аренды за 1 рубль, нужны компромиссы с органом, который курирует эти отношения, - Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан. Юридически все правы, но сегодня чиновники работают точно по букве закона, поэтому нужно найти пути взаимодействия граждан и институтов власти.

- Вы стояли у истоков реализации проекта «Башкирские дворики». Влияло ли мнение жильцов на красивые креативные проекты, которые вы придумывали и предлагали?

- На первом этапе, когда общались с активом жильцов, все шло на ура. А когда начались публичные обсуждения, порой было горько и обидно. Например, в двухподъездном доме сталинской постройки жили 4 водителя маршрутных автобусов. Они ставили свой транспорт во дворе и уговорили всех отказаться от зоны отдыха и детской площадки. «Нам нужна большая парковка, асфальт и чтобы дети здесь не бегали». Вопиющий случай.

- Сейчас формируется дизайн-код Уфы. Каким вы его видите?

- Мы занимались этим давно, когда еще не было финансирования. На первом этапе сделали анализ существующей ситуации, то есть вывесок, сформировали норматив: на какой улице должны быть те или другие вывески. Вроде дело пошло, включили и цветовой регламент: подбирали для каждого квартала свое цветовое решение. В идеале на каждый дом должен быть свой цветовой паспорт.

Взять улицу Ленина, где преобладают здания начала ХХ века плюс современные дома. У нас получился основной цвет - кирпично-терракотовый, перекликающийся с Оперным театром, магазином «Оптика» и другими. Дальше Гостиный двор - бежево-желтые тона. Нам удалось перекрасить корпус ВЭГУ, стоящий на Карла Маркса и Заки Валиди. Убедили собственников, что голубой цвет диссонирует с общей гаммой окружающей территории.

Так в соответствии с дизайн-кодом город можно разделить на несколько частей. Наша работа, думаю, достойна кандидатской диссертации, мы даже провели большой анализ восприятия всей территории, учитывая цвет асфальта, зелени зимой и летом. Брали во внимание все, даже присущую участку цветовую гамму неба.

Считаю, что высотки не должны ярко выделяться, быть активными по цвету. Обычно глаз пешехода воспринимает дом на уровне первых двух этажей, выше уже не смотрит. Понятие дизайн-кода нужно расширить: это не только вывески, они лишь малая часть. Неправильный подход может превратить рекламу в визуальный мусор. Те же рекламные установки надо убирать или систематизировать в единый стиль.

Расскажу, как мы изменили вид проспекта Октября. Помните, как по его обочинам стояли машины в несколько рядов? Мы нашли решение перетащить их оттуда, даже путем тяжб с прокуратурой. Когда убрали, сразу стало чище, глазу стало приятней, появился белый бордюр, зеленые деревья. Осталось разобраться с рекламой, и мы получим хороший проспект.

- Граффити тоже приятны для глаза, служат психологическим средством или это архитектурный прием?

- Зачастую они к месту, например, как в окне моего кабинета, разбавляют серый камень. Лучше смотреть на рисунок, чем на страшную стену, тем более если он выполнен с учетом законов композиции и цвета.
Но вставлять куда-то в центр - перебор. По сути, граффити - уличное хулиганство, буквы, которые писали на заборе, которое приобрело такой размах. Логично в парке разрисовать будку, но на центральных улицах нужен осторожный подход. Если улица Ферина встречает тебя портретом Ферина, да, как и улица Гагарина - рисунком первого космонавта.

- Хватает ли у нас в городе национальной айдентики?

- Элементы должны присутствовать, но не доминировать. Определенный акцент способны делать опытные креативные дизайнеры. Например, к саммитам ШОС и БРИКС москвичи сделали интерпретацию нашего узора именно как объект дизайна. Получилось кайфно. Когда я увидел, понял, что сам бы не дошел, здесь нужен свежий взгляд. У молодежи появляются такие направления, где они вкусно и шикарно обыгрывают, например, текстуру такого элемента национальной одежды, как монисто. А тема национальных ковров ХVI-ХVIII веков! Это такие уникальные вещи, хочется на них смотреть, заниматься ими. Но не поверхностно, а глубоко и серьезно изучив историю.

- Где бы вы рекомендовали прогуляться гостям нашей столицы?

- Кстати, идея «Город в парке» родилась, когда ко мне приехали друзья. Я подумал, поведу к памятнику Салавату Юлаеву, а дальше что? Так появилась идея пешеходного маршрута от Гостиного двора до Софьюшкиной аллеи, потом пройти до сада Салавата, спуститься до набережной, подняться вверх по канатной дороге - тем самым сделав кольцо. А так считаю памятник Салавату Юлаеву лучшей видовой площадкой, Арт-Квадрат - прогулочной зоной.

- А повели бы гостей в Черниковку?

- Сам черниковский и очень люблю ее до сих пор. Восхищают архитектурно-планировочные решения главного архитектора в то время города Черниковска Маргариты Куприяновой, благодаря которым даже сегодня здесь нет пробок при такой массе автомобилей. Всегда есть возможность выехать через межквартальные дороги плюс ко всему организация дворов. Я еще помню, когда бабушки собирались на скамеечках, все дети были под наблюдением, журчали фонтанчики. Царил дух большого дружного двора.

Повел бы в парк «Первомайский», с которым у меня связано детство. Мы говорили: «Пошли на болото», это где сейчас озеро. Ловили дафнию для рыбок, раньше все держали аквариумы, дрались, бегали.

- А какой планировочный проект вам особенно дорог?

- До сих пор нравится Софьюшкина аллея, где я постарался сохранить дух времени и аутентичность. Поставили скамеечки, фонари, высокие бордюры, чтобы машины не заходили, установили ливневку, входные арки в стиле «модерн» как вход и выход из другого измерения.

Считаю вершиной дизайна, когда специалист внедряется в среду, но место воспринимается таким, как будто было всегда. Вкусно вложиться, без всяких скандалов - класс. Есть еще ряд других объектов, гармонично вписавшихся в облик города и которых почти никто не заметил. Так, в гостинице «Агидель» изменили два нижних этажа, цвет фасада и балконные решетки, но прохожие даже не заметили реконструкции.

- В связи с переменой должности как у вас изменились задачи по градостроительным проектам?

- Изменились кардинально. Если я раньше занимался определенной областью, то сейчас - всем процессом. Можно сравнить это с работой портного: есть манекен-скелет, на который мы шьем одежду, используя под влиянием моды те или иные цвета и ткани. Теперь я занят глобальной постройкой «скелетов». Конечно, на все влияет опыт по благоустройству и дизайну. Создавая планировку, намечая зеленую, рекреационную зоны, уже видишь подходы и выходы, размечаешь точки достижения - от одной зоны отдыха до другой. При этом нужно владеть всей информацией по нормативам, постоянно меняющимся на федеральном и республиканском уровнях, и соблюдать их.

Задачи интереснее и масштабнее, тем более республика глобально меняется, переходит на другой уровень по благоустройству: это и мосты, дороги, внедренные в федеральные программы, которые в свою очередь должны дойти до муниципалитетов вплоть до сельсоветов.

Зиля БАДРИЕВА