"Праведник": негромкий героизм

 "Праведник": негромкий героизм

На экраны страны вышел фильм Сергея Урсуляка «Праведник» о подвиге Николая Киселева – советского политрука, партизана, уроженца села Богородское Благовещенского района нашей республики.

Весной 1942 года под Минском активно действуют партизанские отряды - «отряды дяди Васи». А в гетто в деревне Долгиново, где до начала войны проживало более 3000 евреев, одна за другой идут акции по их уничтожению. Чудом спасшиеся люди (в основном женщины, старики и дети) укрываются в лесах, ища защиты у партизан, но таким образом они претендуют на скудные запасы еды и повышают риск обнаружения отрядов. Командирам партизан ясно: с евреями нужно срочно что-то решать. Одним из отрядов командует Николай Киселев.

Праведник - Киселев1.jpg

Его играет Александр Яценко - мой любимый актер со времен «Аритмии» и сериала «Ненастье». Негероический герой нашего времени, который не разрубает узлы и не решает проблемы сплеча, а, как и мы все, запутывается в ловушках жизни и пытается выбраться из них, при этом сохраняя верность чему-то главному – любви, профессии. Здесь же он – бывший экономист, шахматист и основательный, расчетливый командир, который совсем не горит желанием взяться за спасение евреев, хорошо представляя себе безумный риск этого плана. Он хочет бить немцев. (В фильме этого не сказано, но очень расчетливый человек не пошел бы на фронт добровольцем, как Николай Киселев, да и в партизанский отряд вряд ли вступил бы.) Впрочем, у героя есть свой расчет: «Главное – правильно распределить шахматные фигуры на доске. Тогда можно побить и более сильного противника». Всем этим он резко отличается от другой главной героини – партизанки-переводчицы Ани (Любовь Константинова), уже пострадавшей от рук нацистов и одержимой желанием кого-то от них спасти.

Праведник.jpg

Но зато, получив приказ, он сделает все, чтобы его выполнить. И может быть, главное, что для этого нужно сделать – договориться с самими спасаемыми. Суровые условия блужданий по белорусским лесам не позволяют соблюдать кошер, проводить шабат; они должны сознательно, пусть на время, от этого отказаться. Вообще евреи в фильме показаны какими-то чересчур стереотипными – со своими обрядами, своей едой, о которой все время говорит Рувим Янкель (самый колоритный еврей в исполнении Сергея Маковецкого); многие - в очках, есть скрипачи, часовщики, врач - только военных нет. (На самом деле немногие выжившие мужчины из Долгиновского гетто влились в ряды партизан.) Мы видим их интеллигентность, красоту, иногда мудрость и негромкое мужество - умение терпеть, надеяться и смиряться; сохранить человеческое достоинство, когда ты безоружен в кругу вооруженных, трудно, но у них получается. В то же время режиссер будто нарочно подчеркивает тысячелетиями сохраняемую чужеродность, инаковость этого народа - по крайней мере для Киселева, выросшего в совсем других местах. Впрочем, он людей по национальностям не делит – в отличие от некоторых других партизанских командиров. Напротив – пытается понять, разговаривает, улаживает споры.

Праведник1.jpg

А может, это и есть основная идея фильма? «Мы все люди, хоть и очень разные - давайте договариваться во имя общего дела, общего спасения». И постепенно из договора на время чрезвычайных обстоятельств с ребе Бакштом (Андрей Голиков) вырастает нечто большее… Например, какая разница, что Това Липницки (Мария Золотухина) – еврейка, если у нее такие кудрявые волосы и огромные, колдовские глаза? Для партизана из Нижнего Тагила по прозвищу Ферзь (Евгений Ткачук) – разницы никакой, и вот он уже узнает, как будет на идиш «жених» и «невеста»… И пусть подопечные Киселева – за редкими исключениями – не владеют никаким оружием, зато находятся те, кто готов рисковать собой, чтобы кинуть в немцев гранату «за все местечко Новогрудки».

Однако фильм даже не столько о подвиге, войне и перестрелках, сколько о выборе под страшным прессом войны. О выборе родителей, которые должны решить, кто из их шестерых детей спасется от грядущей немецкой облавы, а кого ждет практически неминуемая смерть. О выборе, когда ради спасения своей семьи требуют обречь на смерть других. О выборе местного хуторянина, укрывающего евреев (хотя он знает почти наверняка, чем это закончится для него и его семьи), и Арцимовича (Дмитрий Гладышев) – солдата, бежавшего из плена месте с Киселевым, который стал полицаем у немцев. О выборе отца, которому нужно любыми средствами заставить замолчать плачущую дочь, потому что немецкие звери близко. О выборе немки - жены еврея, которая могла бы открыть свои истинную национальность - но только не этим зверям, преследующим ее детей. О выборе, то и дело встающем перед самим Киселевым: чтобы спасти большую часть людей, нередко приходится чем-то - а иногда и кем-то - жертвовать. И о миллионах людей, у которых не было никакого выбора – лишь безумная надежда, что кто-то из родных спасся, как у Брайны Гольц, или невыносимое знание: их больше нет.

Праведник-2.jpeg

Вот и Моше Таль, спасенный Киселевым (Марк Эдельштайн, Довале Гликман) - единственный спасшийся из большой семьи, потерявший в белорусских лесах сестру, уже пожилой, уже в Израиле – отчаянно ищет последнюю память о родных – семейную реликвию, которой тоже пришлось пожертвовать ради общего блага. Он считает, что его заставили пожертвовать слишком многим. Он же является единственным и важнейшим свидетелем в деле Киселева, которому хотят присвоить звание «праведник мира». И здесь ему нужно сделать выбор. А может, реликвия найдется? А вдруг маленькая Мириам (Кэти Солвей) не погибла? Но режиссер нарочно не приготовил для нас счастливого финала – наверное, его и не должно быть у истории, где старики, женщины и дети вынуждены то и дело спасаться от фашистских пулеметчиков и танков, и спасутся не все. Ведь за ними гонится не какой-нибудь любитель, а профессионал в деле уничтожения людей - командир зондеркоманды 7с в составе айнзацгруппы В Рудольф Шмюкер, у которого есть хобби – фотографировать плененных, убитых, зарывающих лицо руками от ужаса людей… (С этой ролью отлично справился немецкий актер Дитмар Кениг).

И об этой трагедии, как и тысячах других трагедий войны, мы должны помнить. Может быть, потому, что новые поколения не видели, не слышали, перестают помнить об этом, и случаются новые войны.

Но мы знаем: 218 человек спаслись благодаря Николаю Киселеву. И главные качества героя – не жертвенный порыв, не сверхчеловеческая сила, а верность, порядочность и доброта.

 P.S. В 2005 году Израильским институтом катастрофы и героизма национального мемориала «Яд ва-Шем» Николаю Киселеву присвоено звание «Праведник мира».

 Екатерина КЛИМОВИЧ.