Авантюра без страха и упрека

Авантюра без страха и упрека
Творческий коллектив  Национального молодежного театра имени Мустая Карима завершил очередной сезон премьерой – спектаклем «Три мушкетера» по Александру Дюма. «Авантюрная комедия» - обозначили создатели свое творение на афишах, а мне подумалось, что ставить столь популярную в драматургии и киноискусстве классику – затея,  в самом деле, авантюрная…

             Однако зал был полон, пришли и молодые семьи с  детьми – от малышей до подростков. Бурная реакция зрителей со шквалом аплодисментов  на первые же сценические действа приумножила энергетику и, думается, еще больше завела актеров, без того заточенных на озорную игру. Возможно, многие и не читали легендарное произведение, а лишь время от времени «пора-пора-радовались» культовой советской киноленте с Михаилом Боярским, Алисой Фрейндлих, Олегом Табаковым и прочими знаменитостями, уже почти полвека бьющей рекорды просмотров. А для «новичков» премьера в НМТ вполне обещает стать не только любимым «мушкетерским» спектаклем, но и завораживающим окном в бессмертную классику, которая во все времена дает человеку верные подсказки – как жить,  дружить и любить, являя миру добродетель, не теряя достоинства собственного и окружающих.

             Итак, «Три мушкетера» в инсценировке заслуженного артиста Андрея Ганичева, в постановке заслуженного деятеля искусств РБ, художественного руководителя НМТ Мусалима Кульбаева. С первых минут сцена, рационально организованная художником-постановщиком Натальей Беловой, захватывает воображение зрителя: вертикальная конструкция удачно подчеркивает и величие королевской власти, и закоулки мушкетерских баталий, и камерность монастырского заточения – все функционально и вместе с тем атмосферно. И вот на сцену врывается, прямо скажем, юноша небогатырского телосложения  в нелепом берете – догадываемся – Д,Артаньян (Мельсик Петросян). Я еще переполнена скепсиса. Иронией и откровенной издевкой встречают экзальтированного  гасконца Арамис (Дмитрий Гусев, заслуженный артист РБ), Портос (Загир Яруллин), Атос (Андрей Ганичев, заслуженный артист РБ) – и я, надо признаться, с ними была в тот момент заодно: что за недоразумение претендует на мушкетерство?!..

                События разворачиваются стремительно. Сверкают шпаги в руках искушенных рапирой: прям-таки спортсмены с чемпионата, а не служители Мельпомены! И вот уже приходит понимание, что явившийся ко двору Людовика юнец не такой уж и юнец, что он вполне соответствует видению Дюма: для Д,Артаньяна «лучше ехать одному, чем со спутником, который трясется от страха…». Гордым мушкетерам страх не попутчик, а новоявленный гасконец умудряется вовлечь в драку всех троих друзей с разницей в один час – чем обескураживает их и  покоряет сердца. Молодой актер с интригующей фамилией Петросян блестяще с задачей справляется – уже не габариты физики, а габариты его энергетики и мастерства доминируют в твоем зрительском восприятии. Восхититься же боевым искусством мушкетеров не случилось бы без хореографа Веры Лесничей и постановщика трюковой пластики Айдара Закирова (заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой сценической пластики ГИТИСа)  – привлечение к работе над спектаклем известных московских мастеров - удачное решение худрука НМТ Мусалима Кульбаева, в результате блестяще поставленные фехтовальные комбинации стали привлекательной  доминантой премьеры.  

                  Веселую беспечную жизнь двора Людовика XIII с разной степенью лицедейства стремились передать все персонажи. Особо же преуспел, на мой взгляд,  заслуженный артист РБ Ренат Фахриев – парик, грим, мимика оттенили образ короля так, что само появление на сцене уже вызывало улыбку – «Людовик справедливый» в духе самого Дюма получился  незлобным любителем балов. Достаточно забавно (и каждый по-своему) дурачились и мушкетеры. И только кардинал Ришелье (народный артист РБ Ленар Ахметвалиев) оставался невозмутимым, отрешенным, преисполненным собственной значимости.  Ни один мускул не дрогнул на  лице народного артиста, погруженного глубоко в образ – чем и держал напряжение зала, хотя иногда хотелось «прибавить звук» его речи. Перевоплощение Ахметвалиева удалось: будто и не он замышляет интрижки, но мало кто его осуждает, зато готовых услужить предостаточно. Как же современно звучат реплики и диалоги актеров –  в мире мало что меняется! И Дюма мы любим за афористичность его произведений и приверженность к общечеловеческим ценностям – изящно и легко он проповедует мирские истины: "Мошенник смеется не так, как честный человек; лицемер плачет не теми слезами, какими плачет человек искренний. Всякая фальшь - это маска, и, как бы хорошо ни была сделана эта маска, всегда можно отличить ее от истинного лица, если внимательно присмотреться."

           Удалась, на мой взгляд, сцена, в которой  Арамис (Дмитрий Гусев, заслуженный артист РБ) самозабвенно шепчет молитву, намереваясь  вернуться в сан священника, оставив мирские страсти – причина в неразделенной любви. Но сообщение Д,Артаньяна вмиг все меняет: Арамис сбрасывает монашеские  одежды и обнажает шпагу,  он готов сразиться с гварцейцами и отправиться на поиски Констанции. Без излишнего надрыва и наигранности Гусев прекрасно передал мотивы и настроение своего персонажа. Очаровала зал и Констанция (Элина Гусева): искренне прислуживая королеве, она невольно оказывается вовлеченной в опасные интриги и становится помехой на пути  коварной Миледи (Светлана Бронникова, заслуженная артистка РБ) – финал ее печален, она отравлена…

                Искушение симпатизировать отрицательным персонажам случается, когда попадаешь в магнетическое поле обаяния актера. Сколько себя помню с момента прочтения «Трех мушкетеров» в нежном возрасте, а затем при просмотрах разных версий кинокартин  – омерзительная, жаждущая только денег и власти Миледи вызывала всегда стойкую ненависть. «Вы не женщина, вы не человек — вы демон, вырвавшийся из ада, и мы заставим вас туда вернуться!» - выносит ей приговор Атос, любивший и  продолжительное время пребывавший в неведении ее грязных дел. Но в спектакле НМТ Миледи предстала авантюристкой, которую все же жаль: оступившись в юности, она встала на греховный путь - еще один урок от Дюма-классика. Спасибо создателям спектакля – они отступили от трактовки автора и обошлись без палача – все гуманнее…

ГАЛИНА ИШМУХАМЕТОВА