«Отец» - все свинцовые оттенки Горького

«Отец» - все свинцовые оттенки Горького

В Национальном молодежном театре РБ им. Мустая Карима 25 января состоялась премьера спектакля по пьесе Максима Горького «Последние», которой режиссер из Санкт-Петербурга Денис Хуснияров вернул первоначальное авторское название «Отец».

У малоизвестной пьесы достаточно интересная судьба. Сам автор знал, что цензура вряд ли разрешит ее к постановке в российских театрах, и в 1908 году даже пытался пристроить ее на берлинских подмостках. Времена были смутные, и проецировать «свинцовые мерзости дикой русской жизни» отдельной семьи полицмейстера на уклад империи как полицейского государства в целом чиновникам от культуры не хотелось. Да и первоначальное название намекало на «того-кого – нельзя - называть», выражаясь языком современных поттероманов.

Ведь изначально пьеса «Отец» задумывалась как диаметрально противоположная по морали драматургическая пара к повести «Мать». После Октябрьской революции цензурные ограничения с пьесы были сняты, ведь подтексты пролетарского автора, так любившего Россию, но предпочитавшего писать о ней, да и жить больше все-таки за границей, обличали рухнувшее самодержавие.

Коротко о сюжете. Отношения в семье бывшего полицмейстера Ивана Коломийцева трещат по швам. В него стреляли какие-то «бомбисты», а из-за коррупционного скандала он лишился должности. Иван (Ринат Фатхиев) с женой Софьей (Лада Николаева) и пятью детьми живет в доме брата Якова (Дмитрий Гусев) и постоянно выпрашивает у больного, полуразорившегося брата деньги. К тому же здесь есть и свой семейный адюльтерный «скелет в шкафу» - дочь Люба (Светлана Бронникова), дитя романа Якова и Софьи. Ее Иван Коломийцев уронил нечаянно или специально еще младенцем, и с тех пор Любовь - горбатая и злобная калека. Трех дочерей Коломийцева Горький символично назвал Верой, Надеждой и Любовью.

Карина Фат-Ярмеева (Надежда) весьма органична в привычном для нее амплуа. Ее героиня продажная, расчетливая, высокомерная и циничная молодая женщина, любимая дочь и логичное продолжение своего отца. Очень современный персонаж. Для таких девушек выпускаются книги «Как стать стервой», и именно таких охотниц за богатством Питер Листерман пристраивал в золотые нулевые к олигархам. С появлением соцсетей многие из них стали гламурными блогершами.

Светлана Бронникова (Любовь) в очередной раз продемонстрировала яркие возможности щедро одаренной актрисы. Эффектная молодая женщина так убедительно сыграла злобную горбунью, что театралы, помнящие нежные образы в «Синей-синей речке» или «Отеле двух миров», с трудом узнали ее в новом образе.

Веру в спектакле играют две молодые актрисы - Эвелина Завричко и Зария Муратова. Мы были на премьерном показе первого дня и по достоинству оценили игру и партитуру эмоциональных состояний персонажа Эвелины. Смешливая, беззаботная и наивная веселая девочка кардинально ломается и преображается во втором акте. Искренне веришь слезам девичьего горя, а отчаянный яростный поток признаний и обличений не оставляет у зрителей сомнений: «последняя» из детей Коломийцева пойдет по стопам старшей сестры Надежды. Но нет у семьи полицмейстера ни надежды, ни веры. А любовь искалечена. И только слышатся напевания-причитания из-под помоста старой няньки (Ольга Мусина), души и совести то ли семьи, то ли всей земли русской.

У Лады Николаевой (Софья) - внешне невыразительный, сухой пластический рисунок роли. Но за маской эмоциональной сдержанности, негромкого голоса кроется буря чувств. Такой классический шептальный реализм заставляет сопереживать и задумываться не только о судьбе данной героини, но и «о своем, о женском»…
Понравились неожиданные образы Рината Фатхиева (Иван Коломийцев) и Дмитрия Гусева (Яков). Грозный самодур у острохарактерного Рината получился странновато тяжелым и более мягким, чем горьковский герой, человеком. А молодой Дмитрий примерил на себя возрастную роль тяжелобольного Якова. Смена амплуа всегда дает возможность для развития актерской гибкости, умения переключаться от образа к образу.

У Дениса Хусниярова ярко индивидуальный режиссерский язык и стиль. Мы прекрасно помним его постановку горьковских «Зыковых» в Русдраме, где даже через сценографию покосившихся, а в финале окончательно рухнувших деревьев, показывалась обстановка любовного треугольника семьи лесопромышленника.

 В «Отце» в первом акте сцена чрезвычайно захламлена. Во втором - абсолютно обнажена, как откровенные монологи героев, их мысли и поступки. Только проемы дверей-порталов еще четче высвечивают истинные лица героев пьесы. Команда Дениса Хусниярова из Санкт-Петербурга преподносит горьковские тексты через декорации графически – интимно. И очень стильно!

Увы, на премьерные спектакли билеты были раскуплены чуть ли не на старте продаж, а приставные стулья около рядов свидетельствовали об аншлаге. Но спектакль по глубине, хронометражу ориентирован все-таки больше на взрослую аудиторию, студентов, чем на школьников.

Джамиля ХАЛИТОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.