Радость большой Победы

Радость большой Победы

5 мая в Национальном молодежном театре состоялась премьера спектакля «Радость нашего дома» по произведениям  Мустая Карима.

Главный режиссер театра и автор инсценировки Мусалим Кульбаев, правда, спешил уточнить: это, мол, не совсем премьера, а скорее показ восстановленного спектакля, поставленного еще в 2005 году при жизни самого Мустая Карима. В музее театра бережно хранят раритет – распечатку первой инсценировки, на обложке которой Мустафа Сафич оставил свою запись: "Прочитав текст сценария, исполненный Мусалимом Кульбаевым, получил большое удовлетворение. Мотивы моих двух повестей соединены воедино. Сначала это казалось несколько необычным. Потом привык и принял", – написал Мустай, благословив тем самым спектакль на долгую жизнь…

Признаться, смутно помню сценические действа на премьере 12 марта 2005 года, в память запали лишь перешептывания зрителей: «Смотри, сам Мустай Карим в зале!» А директор театра Рафис Гареевич Мухамедьянов готов воспроизвести тот памятный день по часам: он первый год работал в НМТ и очень волновался, как пройдет премьера. Не меньше переживал и Мусалим Георгиевич: с его слов я написала байку, которая вошла в книгу «Рядом с Мустаем» - позволю себе воспроизвести ее здесь полностью:

Побег

Мустай Карим с сердечным приступом попал в больницу незадолго до премьерного спектакля «Радость нашего дома». Режиссёр спектакля пришёл его навестить и заодно показать инсценировки. Мустафа Сафич предложил добавить эпизод, как Ямиль сбегает из больницы, чтобы проводить Оксану. Мусалим Георгиевич согласился и пообещал внести правку. Мустай в свою очередь пожаловался, что доктора не хотят его выписывать, и вряд ли он попадёт на премьеру.

Однако в день премьерного спектакля за несколько минут до третьего звонка в зрительный зал Национального молодёжного театра не спеша вошёл Мустай Карим. Навстречу ему устремился Мусалим Кульбаев:

 — Мустафа Сафич, как вы здесь?! Вам же врачи запретили!

— Ямиль сбежал, а мне слабо? — изящно обыграл ситуацию драматург…

 …Но где же эта сцена побега из больницы?! И тут режиссер мне пояснил, что на премьерном показе в 2005 году она была, спектакль шел в двух действиях, но позже для международного фестиваля в Кыргыстане пьесу пришлось ужать до одного акта, и сцена побега исчезла.

Кстати сказать, 2005-й был особым – год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. И эхо войны звучало со сцен всех театров и на республиканском фестивале «Театральная весна – 2005», проходившем в Стерлитамаке в апреле, конкуренция среди претендентов на звание лучших оказалась нешуточной. И тем приятнее стала победа: постановку “Радость нашего дома” объявили лучшим спектаклем года. И это не все, она принесла еще четыре победы в номинациях: режиссура – Мусалим Кульбаев, сценическое оформление – Эдуард Гизатуллин, музыкальное оформление – Ришат Сагитов. Мужская роль второго плана – Ильмир Идрисов (Якуп).

Мне же запомнилась «Радость нашего дома» 2018-го под белым шатром – декорацию в виде большой палатки, накрывающей и часть зрительного зала, придумала тогда художник-постановщик заслуженный деятель искусств РБ Юлия Гилязова, создавая, с одной стороны, ощущение домашнего очага, а с другой – мальчишеский шалаш-штаб. В новой версии спектакля Гилязова изменила декорации по просьбе режиссера, сделав их более удобными для гастрольных выступлений. Честно говоря, мне «гастрольный» вариант глянулся даже больше прежнего шатра – лаконично и со вкусом.

 Возвращаясь же к спектаклю пятилетней давности, напомню, что за год до 100-летия Мустая Карима в Уфу приехали высокие гости: Михаил Швыдкой, Иосиф Кобзон, Андрей Дементьев, лично знавшие и дружившие с нашим народным поэтом. Сначала посмотрели спектакль, а затем на сцену вышел Иосиф Давыдович с хитами, посвященными войне и Великой Победе – случился тот самый праздник со слезами на глазах, незабываемая встреча на всю жизнь…

 Был на том показе и переводчик практически всей прозы Мустая, его сын Ильгиз Каримов. Прогуливаясь в фойе театра, мы тогда успели обсудить идею режиссера Кульбаева о соединении в одном спектакле двух повестей Мустая Карима. «Хорошо получилось, но фильмы можно снять по каждому произведению отдельно», - как бы невзначай обронил Ильгиз Мустафович. И я его словам в тот момент не придала особого значения – они всплыли в памяти, когда на экраны страны вышел фильм Александра Галибина «Сестренка»…

Вот и 5 мая на просмотре «Радости нашего дома» кинолента Галибина (завоевавшая за эти годы многочисленные призы международных конкурсов и фестивалей) довлела над восприятием спектакля – невольно выстраивался ассоциативный ряд с фильмом. Но постепенно камерная обстановка театральной сцены завладела мной, игра актеров увлекла и повергла в новые размышления. «Не узнала» лишь Ямиля: помнится, пять лет назад его блестяще сыграл Рамзиль Сальманов, в этот раз роль доверили Абзелилу Утябаеву, вероятно, еще до конца не вошедшему в образ. А возмужавший Сальманов, заслуженный артист РБ, прекрасно справился с ролью отца Ямиля. Удачной показалась рокировка с Аидой Кульбаевой, заслуженной артисткой РБ: ее шебутная Гульнур досталась в этот раз Дание Губайдуллиной, Аида же оказалась очень женственной в облике Кюнбике, матери Ямиля. Вспомнилась захватывающая игра Гульшат Гайсиной (народная артистка РБ) в роли Оксаны – в новой версии спектакля она, к сожалению, не задействована.

Как и пять лет назад, порадовал Шагит Хамматов, заслуженный артист РБ, убедительно сыгравший «маминого сынка» Якупа. В конце концов примерный мальчик взбунтовался против назойливой опеки матери Гульемеш (Гульбина Сафуанова, заслуженная артистка РБ), ради дружбы с мальчишками он стремится стать сильным и проворным. Мальчишеская ватага и есть перекочевавшие из «Таганка» друзья, пытающиеся спасти пересыхающее озеро, пустив в него рыбок из другого водоема. Этих ребят Мустай Карим не сочинял с белого листа, он бережно сваял их образы из воспоминаний детства о родном селе, с которым не расставался до конца своих дней. Родная земля, окружающая природа, где у каждого родника, у каждого холма, не говоря уже о горах, реках, озерах – свои легенды и предания, передаваемые из поколения в поколение – и есть их дом, наполненный своими радостями, печалями, надеждами…

Признаться, пять лет назад я смотрела спектакль, не придавая значения тому, что Оксана – дитя войны с Украины. Всем известный факт: Мустай Карим воевал на Украинском фронте, ему довелось освобождать от гитлеровцев не одно село, и сюжет повести восходит к реальным событиям и людям. Работая с дневниками Мустая, с его послевоенными записями, я лишь удивлялась, как много писем получал писатель с Украины, вел активную переписку с несколькими школами, где бывал на встречах с читателями. Мустай любил Украину, ее народ. И появившиеся уже в нулевых годах антироссийские настроения в украинском обществе Мустафа Сафич переживал очень остро – тому свидетелями его дневниковые записи.

Как бы он реагировал на происходящее сегодня в соседней стране? Его сердце разбилось бы от боли и несправедливости: то, за что сражались и гибли советские солдаты, попрано западными политиками – чудовищный факт новейшей истории. Но это еще не повод забыть РАДОСТЬ нашего общего дома, РАДОСТЬ большой Победы, которая принесла освобождение от нацизма всей Европе. Именно поэтому важно читать и перечитывать классиков-фронтовиков, ставить спектакли, обсуждать их со школьниками, пробуждая в них живой интерес к отечественной истории и культурному наследию страны. И реакция зала, живо реагировавшего на каждую удачную реплику актеров, неожиданный поворот сюжета и продолжительные аплодисменты в конце спектакля – лишь подтверждение верности курса, которому следует все эти годы творческий коллектив Национального молодежного театра, носящего имя Мустая Карима.

ГАЛИНА ИШМУХАМЕТОВА