Узнаю брата… Чичикова!

Узнаю  брата… Чичикова!
В последнее время рос интерес к русской классике - в кино снимают «Онегина», недавно в Русдраме прошла премьера «Горя от ума», и теперь на днях увидим на сцене Национального молодежного театра имени Мустая Карима спектакль «Брат Чичиков» по произведению Николая Гоголя «Мертвые души».

Постановка более чем своевременна - в этом году отмечается 215-летие со дня рождения Николая Васильевича. А внимание к классике, как говорит художественный руководитель театра Мусалим Кульбаев, обоснованно.

- Режиссер Анатолий Эфрос, поставивший много современных пьес, свой выбор определял ответом на вопрос: есть ли в новой пьесе темы вечные? Если есть – ставили. А уж в классическом произведении эти темы определены самим временем. К счастью или к сожалению, «Мертвые души», наверное, будут интересны и через триста лет…

…На сцене театра уже установлены декорации - контрабас, мостик, остов часового механизма с колесом. Да, конечно, как же без этого символа бесконечности! И спор в начале гоголевской поэмы у двух крестьян идет именно о колесе, только от телеги –«доедет ли оно или не доедет». Символ бесконечности и движения – определяет философскую подоплеку поэмы Гоголя, не желавшего, чтобы его произведение считали плутовским романом. И он, кстати, очень быстро писал его, идею же подсказал Пушкин (скажем так, жаловался Николаю Васильевичу, что у него самого не получается развить тему). Гоголь торопился, чтобы Александр Сергеевич не опередил его и не превратил «Мертвые души» в комедию. Пушкин же, прочитав первые четыре гоголевские главы, сказал: «Боже, как грустна наша Россия, пиши сам!». Эту известную предысторию написания произведения напомнил автор инсценировки и режиссер-постановщик спектакля Мусалим Георгиевич Кульбаев, и это говорит о серьезности намерений Гоголя, который хотел, чтобы общество очистилось. Но…. все стало вечным вопросом из серии «Кто виноват?» и «Что делать?».

Объяснил режиссер и часы на сцене: они тоже символ вечности. Некий механизм, напоминающий бесконечную незавершенку, незаконченный ремонт - символ чего-то постоянно строящегося, что так похоже на нашу обыденность. А музыкальный инструмент - забава своеобразной свиты Чичикова кучера Селифана и лакея Петрушки, развлекающейся музицированием. Когда хозяина нет, они поют арию Калафа из оперы «Принцесса Турандот». По словам режиссера, одной из толчковых идей стало то, что время от времени на землю отправляются посланцы с разными миссиями, но в основном, чтобы проверить морально-этическое состояние общества. Вспомните Змея – искусителя в райском саду, Мефистофеля, Воланда со свитой… Задача этих посланцев - испытывать силу духа людей, провоцировать их и показывать Всевышнему степень нашей «чтожности» или ничтожности, в зависимости от того, как мы будем себя проявлять. Гоголевский Чичиков из той же серии. Сюжет всем известен: бывший чиновник путешествует по России и скупает крестьян, которые уже умерли, но по документам числятся живыми. За них можно получить хороший денежный кредит и плюс ко всему обрести высокий социальный статус. На этом пути судьба сводит главного героя со многими персонажами, фамилии которых впоследствии стали нарицательными - Манилов, Коробочка, Собакевич….



Гоголь хотел сделать в высшей степени морально-этическое произведение и неслучайно назвал поэмой. Однако новая постановка Молодежного театра решила сказать доброе слово в адрес плутовского романа, который, безусловно, не растеряет многозначительности и поэтичности классика. Да, Николай Васильевич стеснялся комедийности в своих произведениях, обижался на тех, кто смеялся («Ну что там смешного, тут же плакать надо!») и даже уезжал из страны, не понимая, может быть, что это его антидот, сильнейшее оружие - смех, который борется со смертью.

Спектакль поставлен без привязки ко времени и определенной эпохе. Как говорит режиссер, он попросил костюм губернатора сделать похожим на тот, в чем ходит каждый день на работу замцеха современного предприятия. И талантливый и уже хорошо известный художник-постановщик, заслуженный деятель искусств РБ Юлия Гилязева осуществила задумку, создав по-настоящему авторские одеяния, красноречиво говорящие о персонажах.

Кто же воплотит на сцене знаменитого афериста, иногда глупых, иногда злых, а иногда чрезмерно расчетливых помещиков и светское общество? Чичикова в спектакле исполнит заслуженный артист РБ Андрей Ганичев, даму, приятную во всех отношениях, сыграет народная артистка РБ Ольга Мусина. Для нее это уже второй опыт работы над образом: когда-то она играла эту роль в дипломном спектакле. Тем не менее через много лет для нее этот образ совершенно новая работа.

Собакевича в спектакле играет народный артист РБ Салават Нурисламов. По словам режиссера, Собакевич у них – настоящий вневременной «Дон Карлеоне», а уж как он торгуется с братом Чичиковым за каждую душу( «не лапти продаю!»), надо видеть. Заметим, что постановка дает свой эксклюзивный взгляд на произведение и тем будет и интересна. Осуществляется она в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия».

Премьера состоится 5 и 6 апреля.

Лилия ЗИМИНА.