Архетипы манипуляции

Архетипы манипуляции

В Центре современного искусства «Облака» с помощью выставки «Баррель хаоса» решили произвести препарацию политического плаката на его архетипические символы, с помощью которых и происходит обычно манипуляция нашим сознанием.

Сегодня уже сложно сказать, кто же создал первый политический плакат. Но, скорее всего, это произошло на заре прошлого века, когда фактором истории стали становиться не только цари, короли и президенты, но и те самые тьмы, про которых писал в 1918 году Александр Блок. Вот тогда и взметнулся из огромного листа бумаги взыскующий перст вербовщика.

В Центре современного искусства «Облака» с помощью выставки «Баррель хаоса» решили произвести препарацию самого политического плаката на его архетипические символы, с помощью которых и происходит обычно манипуляция нашим сознанием. Всего получилось восемь таких «манков»: плохие привычки, призыв, ребенок, рука, женщина, оружие, птица, первые лица государств. Причем, каждая экспозиция символа одновременно являла собой и единый образ. Так из плакатов, на которых демонстрировались плохие привычки, в целом получалась огромная бутылка, упавшая набок, а из плакатов, посвященных теме птицы, рисовалась огромная клетка.

- Изначально я пыталась классифицировать работы по странам, временам. И просмотрев более шести тысяч работ, вдруг поняла, что подобная классификация не имеет смысла, - рассказывает куратор выставки Регина Ибрагимова. – Вот тогда и родилась концепция восьми символов, которыми плакатное искусство общается со своим зрителем, независимо от страны или времени создания плаката.

Со дня открытия выставки прошло уже более двух недель, и она стала предметом довольно активного обсуждения, как в блогосфере, так и в рамках традиционной журналистики, но интерес к ней не пропадает. Ведь когда еще удастся вот так сконцентрировано увидеть социальную историю прошедшего столетия. Кстати, для более реального погружения в мир политической манипуляции выставка предлагает зрителям самим включиться в интерактивное общение с экспонатами. Так, у экспозиции с дурными привычками стоит столик, где каждый может махнуть рюмку водки и закусить ее хрустящим огурцом, а «руки» сопровождаются тут же на большом мониторе видеорядом, за которым зритель неминуемо будет следить словно завороженный – ведь ничто так не привлекает наше внимание, как руки, занятые работой. А чтобы до конца прочувствовать свой «баррель хаоса» каждый из нас может посидеть в настоящей железной клетке, установленной в самом центре зала.

- На самом деле, мы предполагаем, что закрытие выставки, которое произойдет 8 марта, станет даже более ярким событием, нежели ее открытие. В этот день мы хотим для наших посетителей предложить полную свободу действий. То есть, модальность возможного на территории «Барреля хаоса» будет неограниченна ничем, - уверена Регина Ибрагимова. – Кому-то захочется расправиться с какими-то плакатами, кто-то решит нарисовать новый… Сложно даже представить, во что выльется их творческая интенция.

- А вас не пугает эта неизвестность? Ведь не секрет, что современное искусство иногда становится довольно удобным прибежищем для людей неуравновешенных, наделенных социопатическими чертами?

- На самом деле, это довольно распространенное заблуждение, что современное искусство портит нравы. Ведь, в принципе, оно само ничего не придумывает, оно просто является проводником тех тенденций, которые уже существуют в нашем мире. Мы – только их трансляторы.


Автор: Владимир ГЛИНСКИЙ.