Уфа - город воинов и охотников

Уфа - город воинов и охотников

Фрагменты фундаментов стен и пушечных бастионов, жилых домов, печные изразцы, осколки керамической и стеклянной посуды, штофы для крепкого алкоголя, монеты, сахарница из Франции, кожаные ботфорты, курительная трубка голландско-немецкого типа, пуговицы, бусины, чернильница - все это обнаружили уфимские археологи на территории, где некогда предположительно был Уфимский кремль.

DSC_5980.JPGизм.jpg

DSC_6020.JPG

А этим летом ко всему прибавились еще и ножи - достаточно уникальная находка. О них на XII Всероссийской башкирской археологической студенческой конференции, организованной БГПУ им. Акмуллы совместно с Институтом истории, языка и литературы УФИЦ РАН и Национальным музеем РБ, рассказал участник раскопок - студент БГПУ Иван Ромадов:
- Этим летом я участвовал в археологическом наблюдении на улице Октябрьской революции недалеко от факультета истории и права БГПУ. В XVIII веке здесь располагалась Демидовская слобода. Керамики и монет мы уже наши немало, а вот ножи - пять штук - в первый раз, и они привели всех в восторг! Вообще больше всего находок случается там, где происходили битвы или какие-либо разрушения - и они найдены на местах домов, в которых случились пожары. Строения разрушились, и предметы, которые там остались, никто не трогал - получились закрытые комплексы. Один из пожаров, видимо, произошел в трактире: на этом месте нашли большую печь и много стекла. Вместе с ножами обнаружены монеты, штофы, печати от штофов, перстень, также для датировки их сопоставили с находками из других мест. Таким образом мы определили, что ножи относятся ко второй половине XVIII и началу XIX века: одна монета относилась именно к XIX веку, к тому же нож отличается от других: он двусторонний. Остальные - односторонние, черенковые, с упором и без. Они могли быть и боевыми (в те времена нож использовался для ближнего боя). Словом, к окончательным выводам об их предназначении мы еще не пришли. Нужны дальнейшие раскопки. Кстати, наши находки говорят и о том, что в этих домах жили зажиточные люди.

- Это достаточно универсальное оружие. Подобные находки есть и в материале других городов - например, в Западной Сибири, - дополнил сообщение археолог, кандидат исторических наук Николай Щербаков. - Сегодня вы не будете ножи такой формы и размера (они достаточно большие) использовать на кухне - потому, что вы не охотитесь и не разделываете крупную дичь. А наши предки это делали. Поэтому считаем, что они аналогичны современным охотничьим ножам и относятся к виду боевых. Кстати, мы нашли и еще один нож, столовый - для масла.

А что касается улицы Октябрьской Революции, на которой мы копали, согласно охранным документам она включена в состав древней Уфимской крепости. Ведь она продолжала существовать, возможно, до конца XVIII века, или по крайней мере до второй трети века. Если взять карты того времени, расширившиеся крепостные стены доходили до Спасской церкви. Жителям города тогда пришлось пережить немало конфликтов: отражать нападения киргиз-кайсаков, ногайцев, затем с октября 1773 года по март 1774-го - обороняться от пугачевцев под предводительством Чики Зарубина. Мы, кстати, нашли обломок фузеи - ружья XVIII века. Возможно, найдем и другое оружие. Также известно, что во второй половине того века купец Евдоким Демидов перевез сюда около двух десятков своих крепостных и возникла Демидовская слобода. Улица тогда имела другие очертания и габариты. Ну а более детально вопросом о том, кто здесь жил, должны заниматься историки.

- Проведение студенческих конференций является первостепенной целью и задачей всех археологов старшего поколения, работающих в нашей республике, - считает председатель археологического общества РБ, кандидат исторических наук Евгений Русланов. - Наша общая задача - воспитывать новое поколение исследователей и археологов. Но так сложилось исторически, что к нам присоединились коллеги из Волго-Уральского региона и Западной Сибири: они ежегодно отправляют сюда студентов, а в этом году нам удалось привлечь еще и школьников. На конференциях мы стараемся привить ребятам интерес к истории нашей страны и к методологическим и теоретическим основам работы с археологическим материалом.

«Это были очень умелые люди»

В этом году в Чишминском районе проходили раскопки очень интересного объекта – богатого селища эпохи Золотой орды, где жили представители чияликской культуры, которые занимались выплавкой черного и цветного металла и торговали с золотоордынскими городами. Также там были найдены остатки полевых фортификационных сооружений периода Гражданской войны. Проект «Чишминский фронт», в котором принимали участие школьники-члены поисковых отрядов, реализовывался на средства гранта главы Башкортостана.

9eeOrh9AYNQ.jpg

Параллельно раскопкам золотоордынского селища Ябалаклы-1 проводилась археологическая разведка по участку долины реки Дёма. В результате было выявлено 7 новых памятников, в том числе стоянки эпохи энеолита (переходного периода от каменного века к бронзовому), ряд крупных поселений бронзового века и еще два крупных селища и летники золотоордынского времени. Также на ряде памятников выявлены слои, относящиеся к Новому времени.

CKZFM5HrEs0.jpg

О найденных памятниках бронзового века – тех времен, которое в Древнем Египте ознаменовалось недолгим правлением фараона Тутанхамона и строительством скального храма Рамзеса II в Абу-Симбеле - на конференции рассказала студентка БГПУ Анастасия Алексеева:

- Местные жители рассказывали нам о местах, где встречаются кости или фрагменты керамики. Мы шли вдоль Демы – и, если встречали место, где наблюдалось определенное количество обломков керамики или костей, забивали шурфы.

В результате мы обнаружили недалеко от озера Шингаккуль три новых памятника эпохи бронзового века: один – срубной культуры и два – абашевской и срубной. Это установлено по фрагментам керамики: гребенчатый орнамент, который был нанесен на сосуды, характерен для этих археологических культур. Ведь форма и орнаменты глиняной посуды передавались у древних людей из поколения в поколение, диктовались верованиями и традициями, и изменения никогда не были случайными - они всегда говорят ученым о появлении сторонних влияний. Поэтому керамика позволяет идентифицировать древние сообщества и отслеживать их культурные связи. Также в составе керамики обнаружилась примесь, характерная именно для того периода - дресва. Это мелкие камешки и толченые раковины - такая добавка применялась тогда для упрочнения сосудов. В целом я думаю, что люди, которые создавали такие сосуды, были очень умелыми – можно сказать, намного умнее нас, потому что это достаточно сложная технология. Также мы нашли орудие из кости - аккуратно просверленную трубочку, назначения которой мы пока не знаем. А для того, чтобы, обнаружить металлические артефакты, то есть изделия из бронзы, нужно проводить стационарные раскопки, и это есть в планах нашего научного руководителя.

0baGZVAn-5Y.jpg

8ObWtD4l9pg.jpg

В результате я задумалась о более обширной теме – нахождении более ранних культур эпохи бронзы, которые, могли существовать в Чишминском районе и в нашей республике. О них известно мало, и этот период в истории нашего края мне очень интересен.

Больше о том, какие люди жили на территории нашей республики в бронзовом веке и что они умели делать, рассказал научный руководитель Анастасии - сотрудник отдела археологических исследований Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН Анвар Хурмаев:

- Эпоха бронзы в Волго-Уральском регионе началась в начале II тысячелетия до нашей эры и подошла к концу в VIII веке до нашей эры, когда человек научился пользоваться изделиями из железа. Южный Урал в те времена стал одним из крупнейших районов добычи медных песчаников, которые служили человеку рудным сырьем. Залежами медных руд наиболее богаты западные склоны Уральского хребта – бассейны рек Дёма, Сакмара, Урал. Изделия из уральской бронзы обнаружены на памятниках Среднего и Нижнего Поволжья до реки Дон. Люди, жившие в то время, не только добывали руды поверхностного залегания, но и закладывали шахты и штольни. И, естественно, в нашем регионе найдены изделия из меди и бронзы – орудия и украшения.

XZrH8x02oXQ.jpg

В 18-13 веках до нашей эры в республике жили представители абашевской культуры. (Она входит в абашевскую культурно-историческую общность, названную так археологом Виктором Смолиным по открытому в 1925 году могильнику около села Абашево в Чувашии. Люди, принадлежавшие к этой общности, обитали на территории от Дона до Южного Урала). Они жили в многокамерных полуземлянках: выкапывали большой котлован, вкапывали в земляной пол столбы для устройства крыши, а стены закладывали бревнами. Крыша была дву- или четырехскатной и делалась из камыша, коры, травы. Они занимались скотоводством, умели делать изделия из камня, кремня, кости, меди и бронзы и керамику, освоили колесный транспорт. Их глиняные сосуды были колоколовидными или острореберными (эта форма может напоминать более современный горшок) и изготавливались из глины с добавлением мелкотолченых раковин, иногда – остатков растений песка, шамота. Среди них встречаются сосуды производственного назначения (плавильные чаши). Их погребальные памятники – это в основном курганные захоронения. Наряду с простыми грунтовыми ямами, дно которых посыпалось золой, мелом, углём, выявлены могильные камеры, выложенные камнем или деревом. В могилы они помещали горшки с пищей, в мужские захоронения – кинжалы, стрелы, копья, в женских находят украшения (бляшки, браслеты, бусы).

Со второй половины II тысячелетия до н.э. по начало I тысячелетия существовала срубная археологическая культура. Она выделена археологом Василием Городцовым еще в 1901 году по характерным бревенчатым сооружениям в захоронениях. На территории Башкортостана найдено более 300 поселений и 100 могильников, которые локализуются в бассейнах рек Белая, Дёма, Ик Нугуш (приток р. Белая), верхнем и среднем течениях Урала, Уршака. К ним относится в том числе Миловский клад. Их поселения расположены на берегах рек и стариц. Жилищами им служили одно- или двухкамерные большие (до 200 м) каркасно-столбовые или срубные полуземлянки с двухскатной крышей. Их керамика представлена плоскодонными сосудами горшковидной или баночной формы, украшенными оттисками гладкого или гребенчатого штампа, резным орнаментом в виде зигзагов, треугольников, косых линий, ромбов, крестов. Они занимались скотоводством, обработкой металлов, а также освоили примитивное земледелие. Среди их орудий труда - бронзовые обоюдоострые ножи, серпы, шилья, иглы, вислообушные топоры, каменные зернотёрки, пряслица, оружием им служили бронзовые топоры, кинжалы, стрелы, копья, каменные булавы, а из украшений найдены бронзовые височные кольца, накостники, браслеты, бусы, также предметы конской сбруи. Представители срубной культуры заселяли пространство от Урала до Днепра – с востока на запад, от Оки до Каспийского моря – с севера на юг. Также памятники этой культуры были найдены на территории Западной Сибири и на Северном Кавказе.

IMG_8604.JPG

Реконструкция жилья людей абашевской культуры. Страница из книги Н.Б. Щербакова и И.А.Шутелевой

Здесь хочется отметить, что интенсивных поисков и исследований памятников бронзового века (как и вообще любых археологических памятников) на территории Чишминского района не проводилось уже давно – с девяностых и 2000-ных годов. Наши находка является большой удачей и обещает прибавление новых знаний, тем более что в этом районе расположен один из крупнейших некрополей абашевской и срубной культур.

Екатерина КЛИМОВИЧ.