Где нам взять читателя?

Где нам взять читателя?

2014 год. «Нечего читать!» - безапелляционно заявляют критики самых разных мастей.

2008 год. В отраслевом докладе Министерства культуры указаны десять авторов с самыми большими тиражами: Донцова, Шилова, Устинова, Полякова, Акунин, Коэльо, Вильмонт, Бушков, Маринина, Колычев. 2013 год. Все тот же рейтинг и те же лидеры, чуть сменившие очередность, - Донцова, Устинова, Шилова. Правда, есть и небольшой сюрприз: в топ-10 попали Агата Кристи и Конан Дойль.

2014 год. «Нечего читать!» - безапелляционно заявляют критики самых разных мастей. Но на поверку оказывается, что это не совсем так. Интересные и оригинальные литературные новинки появляются довольно часто, только не всегда доходят до читателя. Виной всему пресловутый спрос, который, как известно, рождает предложение. Килограммы литературного «фастфуда» и книги «модных» авторов в наше время с лихвой окупают затраты издателей.

- Дискуссия о том, как читатель формирует писателя, особо актуальна для нашего времени, - говорит историк литературы, заведующий сектором редких книг Российской государственной библиотеки по искусству Абрам Рейтблат. - К примеру, представить сейчас, что где-нибудь в Албании появится гениальный писатель, мне трудно. Потому что в местной литературе на албанском языке, а она все-таки создается на родном, нет питательной среды, нет таких читателей. Если на свет появляются Пушкин или Толстой – это значит, что в стране сформировалась среда, которая может породить гения. Современное российское общество раздроблено. Литература не представляет особой значимости, не ею питаются мысли человека. Старые идеи разрушены, а новых пока нет.

Несмотря на все негативные прогнозы, Россия по-прежнему входит в десятку самых читающих стран. Рейтинг возглавили индийцы, на долю которых приходится более десяти часов, проведенных за книгой в течение недели. Следом идут Таиланд и Китай. Россияне тратят на чтение в среднем чуть более семи часов.

В декабре администрация Уфы проводила опрос общественного мнения уфимцев о том, что и как часто они читают. Увы, статистика оказалась не очень утешительной (см текущий номер журнала на стр. 28-29).

Возродить интерес российского общества к чтению – задача вполне реальная. В условиях рынка важно выбирать те же методы «борьбы» за покупателя и читателя: проводить рекламные акции и продвигать интеллектуальную литературу, прививать вкус к качественному продукту.

Конечно, в писательско-журналистской среде не часто встретишь человека, который на вопрос: «Что читаешь?», удивленно пожмет плечами – ничего. Зато практически каждый даст рекомендации или поможет советом, что выбрать.

- Недавно я прочитал книгу «Пишущая машина» Марата Басырова. Сборник рассказов уроженца Уфы, давно живущего в Питере, вошедший в финал премии «Национальный бестселлер», - делится мнением писатель, лауреат Государственной премии РБ Игорь Савельев. - Меня привлекло то, что в отзывах об издании говорилось, что это – «книга об уфимском дворовом детстве». Ничего специфически местного я в ней, правда, не обнаружил, но довольно интересно. На мой взгляд, твердая «четверка».

- Из последних новинок мне понравился «Марсианин» Энди Вейра. Очень правдоподобная история человека, покинутого командой космического корабля на Марсе, - рассказывает основательница уфимского книжного клуба «Рыжая куница» Наталия Романова. - Ну и вне конкуренции Татьяна Толстая с ее прекрасным русским языком и книгой «Легкие миры». Именно ее мы обсуждали на январской встрече нашего читательского сообщества.
Сегодня в России намечается бум в

озрождения книжных салонов и клубов. Правда, количество их участников еще не столь велико, чтобы говорить о сложившейся тенденции. Обсуждать книги оказалось для многих взрослых сложной задачей. С подобными проблемами сталкиваемся не только мы. Основатель социальной сети «Facebook» Марк Цукерберг пообещал прочитать в 2015 году 26 книг и основал собственный клуб. За две недели существования сообщество пополнилось 255 тысячами участников, а первая книга, предложенная для чтения, возглавила рейтинги продаж. Но на тысячи людей, поставивших «лайк» (одобривших книгу), пришлось всего чуть больше сотни читателей, готовых поговорить о прочитанном, вступить в дискуссию, поделиться собственными мыслями.
- В этом и заключается проблема популярности легкой литературы – она не учит думать и размышлять над произведением, - говорит педагог Елена Ильина. – Если в школе детям объясняют, как надо читать и анализировать текст, то со взрослыми никто не занимается. В этом случае я советую мамам и папам провести такой эксперимент: вместе с ребенком вести читательский дневник или тот же блог – страничку в Интернете. Через некоторое время семья увидит изменения, а также найдет множество новых тем для бесед за чашкой чая.

Кроме обсуждения того или иного произведения, родители могут по-новому взглянуть на детскую литературу и многих авторов. Познакомить ребенка с приключениями забавного медвежонка Паддингтона пера Майкла Бонда, а затем вместе посмотреть мультфильм о его приключениях. Или приобщить чадо к историям про Винни-Пуха. А самим взяться за взрослую прозу писателя Милна. Два ранних романа англичанина «Влюбленные в Лондоне» и «Хлоя Марр» были невероятно популярны при жизни автора, но незаслуженно забыты впоследствии и обрели «вторую жизнь» лишь в наши дни.

Год литературы обещает стать для уфимцев временем новых открытий и удивительных проектов. Официальный старт тематическим мероприятиям был дан в конце января. Библиотеки и музеи готовят новые экспозиции и выставки, книжные магазины завлекают гостей яркими обложками. Читайте хорошую литературу! И быть может тогда рейтинг-2015 будет начинаться совсем с других имен.

В середине января в европейских странах стартовала кампания «Что я прочту в следующий раз». Организаторы предлагают книготорговцам и посетителям магазинов делиться впечатлениями от бумажных и электронных книг в Интернете под хэштегом #mynextread. Цель кампании - оживить розничную торговлю и вдохновить новое поколение читателей.
Автор: Жанна ВЕРТИНСКАЯ.