О чем рассказал Домовой

О чем рассказал  Домовой
Опустела когда-то большая деревня… Теперь здесь живут лишь четверо стариков. Старожил Хромой (так все его зовут) чудит: вдруг решил, что неправильно жил, не в то верил и надо все поменять, не спит по ночам, все ходит советоваться на чердак к Домовому…

Национальный молодежный театр имени Мустая Карима поставил спектакль «Хромой» по известной и весьма непростой, заставляющей глубоко задуматься пьесе Мансура Гилязева «Бичура» («Домовой»).

В ней поднята тема утраты своих корней, одиночества, поиска смысла жизни. Произведение Гилязева часто сравнивают с «Плахой» Айтматова, но там, где Айтматов кричит, Гилязев говорит шепотом: если хочешь, чтоб все тебя услышали, говори тихо.

- Мы все хотим пить, и пить воду чистую, ключевую, - говорит режиссер постановки заслуженный артист РБ Фиргат Гарипов. - По большому счету именно деревня воспитывает город. Все мы выходцы из нее, тоже мечтаем, чтобы дети росли в родных пенатах, там, где и дух крепче, и связь с корнями. Из деревень люди приезжают в города, привозят другую жизнь… Что будет, если деревни опустеют? Глобальная проблема! Если деревня исчезает, то за ней и культура - вслед. Наш фундамент - в истоках, семье. Только у чистого родника люди видят настоящие краски мира и могут оценивать себя и реальность адекватно.

 Спектакль заставляет задуматься, долго не отпускает, несколько дней понадобилось, чтобы осмыслить увиденное. В камерной постановке много пластов, образов, скрытых символов. Их надо узреть внутренним взглядом, и каждый увидит свое, близкое ему, что откликается в душе. Для многих на первый план выходит тема одиночества, поиска смысла жизни и её оценки. Не дает покоя образ домового, который в обычном представлении безобидный невидимый «житель» твоего дома, прячущий от тебя ключи, кошельки, мобильники и прочую необходимую мелочь, как только ты собрался за порог, и нужно лишь сказать «поиграй, поиграй и отдай!», и все находится.

 А в спектакле Домовой - не только и не столько собеседник, сколько судья главного героя! Именно он называет Хромого разрушителем собственной жизни. Вообще, бичура у башкир - мистический невидимый хранитель дома от злых духов и всякой нечисти. По преданиям, бичура связан с духами предков, селится на чердаке (как в доме главного героя, или в подвале, или в заброшенной комнате), и чтобы задобрить его, хозяева ставят на ночь тарелочку с едой. Главное - с ним можно советоваться по всяким делам и решениям, которые нужно принять, что и делает главный герой спектакля. И, кстати, почему его так называют? Ведь он прошел войну, фронт, да и сейчас, на закате лет, вполне крепок телом, может быстрее всех обойти округу, на чердак поднимается по лестнице самостоятельно и на коня ловко заскакивает?

Ответ дает тот же Домовой: «Помнишь, ты на фронте, как надо идти в атаку, вдруг начинал хромать? С тех пор и прозвали тебя Хромым». Эх, хотелось бы мне, зрителю, тут поспорить с Домовым и привести воспоминания всенародно любимого актера, фронтовика Юрия Никулина. Он рассказывал, что в атаку всегда и всем идти было страшно, все боялись, но все равно поднимались! И это был подвиг каждого, а подгибались ноги или нет, так ли важно? Солдат преодолевал свой страх и побеждал, даже тот, кто сложил голову. И наш главный герой шел в атаку, пусть прихрамывая, и защищал Родину. Нет, Домовой, не тебе судить об этом. Или еще одно обвинение в адрес героя - сыновей не так воспитал. Выросли они, разъехались, а в гости к родителям только своих жен отправляют, сами не приезжают. Почему?

 Домовой напоминает ему о том, что его мальчишки в детстве мечтали о велосипеде. Как увидят на улице кого-то катающегося на двухколесном, так бегут за ним. Но папа не покупал желаемое. Тогда мальчишки нашли сломанный велосипед на свалке, тайком починили и так гордились собой, так хотели показать мастерство свое, а папа, как увидел, разломал, закричал на них: «Никогда, ничего не брать то, что другие выкинули!» Детская обида осталась на всю жизнь Я, зритель, опять встану на защиту.

Сыновья в спектакле, хоть и «за кадром», но ясно, что они успешные и состоявшиеся люди, работают, имеют квартиры, растят своих детей. Не приезжают к родителям? Конечно, плохо, но это уже их путь, их работа над собой. Не все семьи в послевоенное время, да и потом имели возможность покупать дорогие игрушки детям, а кто-то считал пустой тратой времени и денег. А то, что отец не разрешил со свалки что-то брать, в этом тоже воспитательный момент - не подбирай чужое, заработай свое. И ведь они, сыновья, выросли и заработали! Нет, не прав ты, Домовой. Еще одно обвинение - лошадь-кормилицу семьи отдал в коллективизацию. А если бы не отдал? Из истории мы-то знаем, что наказание было бы жестоким. Как сказал сам Хромой, он не раз в своей жизни слышал страшные слова - война, холод, голод, коллективизация. Вот собрал ты, Домовой, в свой «мешок» все, как тебе кажется, грехи героя и иди своей дорогой…

Только прикипел душой к Домовому главный герой, и без него не с кем вести задушевные беседы: сосед не заходит, а три невестки, что приехали из города, вообще задумали их, стариков, к себе в город забрать. Да, Хромой, пусть даже хромой, не хочет никуда ехать. Он в родном доме желает все перестроить и жить начать по-другому. Но жизнь одна, она прожита, а на новую сил-то уже нет. …

Домовой возвращается в дом, топит печь и укрывает своего уснувшего хозяина теплым одеялом. Споры спорами, но в них рождается истина, и разговоры главного героя с Домовым - его разговоры с совестью, и волею автора пьесы главные слова вложены в уста Домового: «Ты можешь унести с собой в мир иной только то, что построил в себе. Если ты построил рай, в нем будешь жить. Если строишь ад - в аду». В финале мы видим, что Домовой - совесть - рядом с героем, и в доме покой. Не идеален наш мир, но если жива совесть человеческая, то и жизнь продолжается, и, может, наступит когда-нибудь эра милосердия, новая жизнь, но к ней надо идти, ошибаясь, оступаясь, порой хромая, но идти…

Кстати

В спектакле задействованы два актерских состава. Прекрасно воплотили на сцене образы народные артисты РБ Венер Камалов и Нагим Нургалин в роли Хромого, в образе жены главного героя -народные артистки РБ Зифа Давлетбаева и Альбина Кашанова. Домового играли заслуженный артист РБ Рамзиль Сальманов и Вадим Клысов, соседей - народные артисты РБ Ильсур Хабиров и Зиля Саетова, Магафур Усманов и заслуженная артистка РБ Сулпан Абдрахимова, невесток - заслуженные артистки РБ Гульбина Сафуанова и Гульсум Бикбулатова, а также актриса Гульчачак Зарипова.

 Стоит отметить работу художника Рустама Баймухаметова, создавшего на сцене камерную атмосферу, где мало света, и через которую хочется перешагнуть, а окно в пространство есть - огромная страна, что на карте. Это, возможно, главный символ… Свою роль в постановке сыграла и музыка композитора Василя Гафарова - то лиричная, то тревожная, передающая все нюансы душевного состояния героев.

Лилия ЗИМИНА