Здравоохранение Уфы второй половины XIX - начала XX века

Здравоохранение Уфы второй половины XIX - начала XX века
(часть первая)

Отмена крепостного права в 1861 г. сняла с владельцев крестьян заботу об их физическом и душевном здоровье. Миллионы семей обрели свободу, а вместе с ней и массу проблем, с которыми прежде им не приходилось сталкиваться. Прежде об их здоровье заботился помещик, кровно заинтересованный в работоспособности своих крестьян. В этой ситуации реформаторы вдруг обнаружили, что государство с его мощной бюрократической машиной не может даже частично решить возникшие вопросы. Тогда в правительстве вспомнили допетровскую практику местного самоуправления, сходы волостных старост, мирские сборы и т.д. Так родилась концепция земского, т.е. негосударственного общественного попечения о здоровье, образовании и других общественных нуждах, с которыми традиционно не справлялось государство.

 Именно земская медицина стала основой развития системы здравоохранения, рассчитанной на массового больного, независимо от его материального и сословного положения.

 Вместе с тем в Уфе второй половины XIX в. положение дел в области здравоохранения могло послужить яркой иллюстрацией к произведениям Салтыкова-Щедрина или Гоголя. У последнего в «Ревизоре» больные в губернской больнице «выздоравливали как мухи». Сохранилась статистика, согласно которой в Уфимскую губернскую больницу клали только 2 % больных, обратившихся за помощью. В 1878 г. была оказана помощь всего 617 больным, что в целом соответствует возможностям больницы, имевшей всего 51 койку. К тому же лечение было платным, от больных требовали внесения оплаты за месяц вперед. С 1877 г. взнос сократили до полумесяца. Бесплатную помощь получали только воспитанники приютов, прислуга больницы, пострадавшие на службе пожарные, мусульмане из приютов и богаделен, служащие с годовым доходом ниже 600 руб.

 Ситуация не изменилась принципиально в начале XX в. На пятидесятитысячный город приходилось три десятка врачей.

 В конце XIX - начале XX в. в Уфе сложилась катастрофическая ситуация с инфекционными заболеваниями. Сегодняшнему читателю трудно поверить, что горожане в то время жили намного меньше, чем сельские жители. Главной причиной высокой смертности в Уфе являлись антисанитария, скученность населения, наличие вредных производств и не слишком моральный образ жизни горожан.

 В 1890 г. гласный Уфимской городской думы М.М. Малеев указал на дикое состояние отхожих мест. Речь шла даже не о проведении канализации, Малеев указывает на то, что отходы лежат во дворах и не вывозятся годами. Гласный был возмущен состоянием санитарии в таких слободах Уфы, как Архиерейская, Труниловская, Золотухинская, «где почти не существует ни отхожих мест, ни помойных ям». Малеев подчеркнул, что положение с антисанитарией усугубляется множеством кожевенных производств, мыловаренных заводов и салотопенных предприятий. В Уфе кожевенные предприятия концентрировались в Нижегородской слободе. Со временем городская дума стала запрещать как некоторые виды производства, так и повседневные занятия. Например, в Уфе в целях охраны народного здоровья запретили жителям стирать белье в озерах и прудах, находящихся в черте города.

 Очевидным источником всевозможных инфекций являлись торговые бани. В середине 1880-х гг. местные власти считали, что они «находятся в таком плохом состоянии, что кроме вреда для здоровья ничего не приносят - вода употребляется в банях негодная, повсюду гниль и сырость, содержатся грязно».

 Власти реагировали на угрозы массовых эпидемий по мере их срочных возможностей. В феврале 1879 г. уфимский губернатор В.Д. Левшин отметил, что все предыдущие постановления городских дум касались, в основном, чистоты улиц и «далеко не обнимают самых существенных мер к предупреждению развития эпидемических болезней».

 Из эпидемий, охвативших губернскую Уфу, наиболее заметными были тиф и холера. В 1892 г. на различные меры по устранению холеры городом было израсходовано 13 900 руб. Но население часто относилось скептически к этим действиям властей. «Если покажешься доктору, он упечет сразу в холерный барак, а там дают смертельные лекарства и полуживого полумертвого человека кладут в гроб», - передавал мысли простого народа Мажит Гафури.



 В 1892 г. в Уфимской и Оренбургской губерниях разразилась эпидемия холеры. В общей сложности заболело 24 587 человек, из них 12 240 (49,8%) умерли. Новая эпидемия холеры началась в 1910 г. Она охватила Уфу, Бирск, Белебей, Стерлитамак и 84 селения в пределах этих уездов. С 28 июня по 15 октября было зарегистрировано 1440 больных (438 в Уфе), умерло 770 человек (53,5% заболевших).

В конце июля 1915 г. военнообязанными и беженцами германского, австрийского происхождения, прибывшими в губернию с мест военных действий, была занесена холера. Было зафиксировано 220 холерных заболеваний при 112 смертельных исходах, заражению подверглись 16 населенных пунктов.

 Лишь вероятность денежных потерь могла заставить простых горожан стать более ответственными в соблюдении санитарных мер. Так, в 1889 г. в губернском центре была вспышка брюшного и сыпного тифа. Особая комиссия в течение месяца осматривала дворы и различные общественные места. Под угрозой штрафов владельцы домов и заведений тщательнее следили за санитарным состоянием своих хозяйств. Но, по замечанию гласных, как только комиссия прекратила свою деятельность, «исчезли заботы обывателей об очистке ретирадов, помойных ям, о чистоте и опрятности в разного рода заведениях...».

 Впрочем, если эпидемии холеры или тифа имели периодический характер, то одно инфекционное заболевание всерьез и надолго укоренилось в Уфе. В 70-е гг. XIX в. в Уфимской губернской больнице треть всех коек занимали больные сифилисом. Еще треть больных страдали тифозной горячкой. В 90-е гг. ситуация не изменилась. Новое здание губернской больницы (1890 г.) было рассчитано уже не на 50, а на 114 коек. Тем не менее в течение одного 1892 г. из 1681 больных 354 лежали в венерическом отделении, 180 - в хирургическом, 165 - в терапевтическом. К началу XX в. ситуация с венерическими заболеваниями в Уфе начала медленно улучшаться. В 1900 г. число коечных больных выросло до 2159 человек (844 в терапевтическом, 482 в хирургическом и 412 в венерическом отделениях), ещё 7805 человек прошли амбулаторное лечение.
Таким образом, в Уфимской губернии венерические заболевания оставались наиболее распространенным видом инфекционных болезней. Медицинские учреждения четырёх уездов Уфимской губернии в 1900 г. зарегистрировали 3646 случаев заболевания сифилисом, 2030 - скарлатиной, 1968 - брюшным тифом, 566 - дизентерией, 531 - туберкулёзом, 499 - натуральной оспой, 389 - дифтерией, 253 - корью, 57 - сибирской язвой и 41 - сыпным тифом.

 По описанию современников, в Уфе ситуация с заболеванием, вызванным бледной трепонемой, была удручающей. Рассадниками сифилиса были пивные лавки, где в смежных комнатах располагались тайные комнаты свиданий. Гласные Уфимской городской думы несколько раз поднимали вопрос о закрытии этих комнат. Но их ходатайства так и не получили положительного решения. Например, в 1890 г. жители Бекетовской улицы жаловались на постоянных «пьяных посетителей» открытого здесь нелегального дома терпимости, иными словами, тайных комнат при пивной лавке.

Думцы создали подготовительную комиссию по этому поводу, но они сами не имели права закрывать увеселительные заведения, а могли лишь ходатайствовать перед полицией об ограничении их местоположения. В 1890 г. в губернском центре насчитывалось более 80 женщин, легально занимавшихся проституцией. Некоторые народные представители предлагали запретить им появляться в городе в утренние часы, «когда ученицы и ученики идут в училища, а также днем, «чтобы не оскорблять чувства честных женщин».

 В начале XX в. в Уфимской губернии выше, чем в среднем по России, был уровень глазных заболеваний, зачастую вызванных инфекциями. Основными причинами слепоты были трахома, глаукома, натуральная оспа, скрофулез и сифилис. Показатель слепоты был равен 35 на 10000 населения. Наибольшую опасность представляла трахома. В целом по Башкирии было зарегистрировано 25000 больных трахомой.

 Вместе с тем нельзя утверждать, что администрация города и общественность не предпринимали никаких действий для улучшения положения. В 1875 г. земские управы приняли от Приказа общественного призрения и иных структур медицинские учреждения: в Уфе - губернскую больницу на 51 койку (30 мужских, 7 женских, 4 детских, 10 башкирских) и дом умалишённых на 36 коек (20 мужских и 16 женских).

 Именно земские инвестиции позволили значительно расширить эти больницы и улучшить качество содержания больных. Губернская больница в основном (на 79,6% в 1901 г.) обслуживала жителей Уфы. Одной из лучших в стране считалась уфимская психиатрическая лечебница (до 1875 г. дом умалишённых). Здесь в 1891 г. содержалось 275 больных, в 1900 г. - уже 606 человек. В 1895-1898 гг. психиатрическая лечебница переехала в новое помещение, снабжённое водопроводом и канализацией. Небольшие средства на медицину выделяла городская дума, которая к 1900 г. располагала общей городской больницей на 22 койки, амбулаторией на ул. Казанской (открыта в 1894 г.) и небольшим родильным приютом, содержавшимся на средства человеколюбивого общества. В конце 1870-х гг. в Уфе учреждается общество Красного Креста, затем вошедшее в состав Российского общества. В нём состояло до 100 чел., оказывалась конкретная помощь населению. Так, в 1880 г. общество Красного Креста собирало пожертвования на организацию и отправку в деревню врачебно-санитарного отряда по борьбе с дифтерией.

 Сильная медико-санитарная служба сформировалась на железной дороге. К 1895 г. для железнодорожников уфимского узла предоставлялись 26 больничных коек, развёрнутых в частном доме, три врача, фельдшер и акушерка оказывали амбулаторную помощь на пяти участках, а особый санитарный участок контролировал санитарно-эпидемиологическую обстановку.

 Одна больница в Уфимской губернии приходилась на 39,2 тыс. жителей, в Оренбургской - на 53,1 тыс. В 1913 г. здесь был установлен рентгеновский аппарат, что облегчило работу врачей в диагностировании болезней.

 В 1913 г. в Уфе работали две больницы (Чижевская и инфекционная) и пять амбулаторий (Чижевская, Старо-Уфимская, Мало-Казанская, Северная и Нижегородская). Городскими думами оказывалась материальная поддержка больницам различных ведомств (железнодорожного, тюремного и др.), расположенных на их территории. Кроме того, в Уфе до 25 врачей в 1913 г. занимались частной практикой, например, врач В.И. Ишерский имел лечебницу для рожениц и больных женщин. В 1913 г. в амбулаториях и больницах Уфы медицинскую помощь получили 53 тыс. чел., из них 3011 больных находились на стационарном лечении в городской и губернской больницах.



 Особое внимание медицинские службы края обращали на проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий для борьбы с массовыми заразными заболеваниями, такими как тиф, дизентерия, оспа, холера и детские инфекции. В 1905 г. в Уфимскую губернию земство пригласило трёх постоянных противоэпидемических врачей (работали 12 фельдшеров и 3 сестры), с 1908 г. начали работу губернская и уездные санитарные службы, выделялись средства на содержание санитарных лабораторий при уездных врачах, издавался бюллетень «Врачебно-санитарная хроника», ежегодно созывался санитарный совет губернии. В Уфе открывается целый ряд медицинских учреждений: пастеровская станция в 1905 г., оспенный телятник в 1906 г., сывороточное и диагностическое отделения в 1907 г., ветеринарная лаборатория в 1911 г., химико-гигиеническое отделение в 1912 г. Затем в 1908 г. учреждения были объединены в Бактериологический институт Уфимского губернского земства, выпускавший различные противоэпидемические препараты. Существовавший при губернском санитарном бюро музей по распространению гигиенических знаний рассылал по уездам литературу.
Началась подготовка медицинского персонала, потребность в котором быстро возрастала. На средства губернского земства 1 сентября 1908 г. в Уфе открылась фельдшерско-акушерская школа, куда были приняты 60 человек. Преподавательский коллектив включал 5 человек. В 1912 г. состоялся первый выпуск 32 фельдшеров и повивальных бабок.

 В 1910 г. санитарные службы организовали систематическое обследование источников водоснабжения и добились, чтобы в 1913 г. земство приняло на своё содержание гидротехников. Были разработаны правила, чтобы туберкулёзные больные не рассеивали мокроту, а пользовались карманными плевательницами. Работа уфимского земства получила признание медицинской общественности. В 1913 г. на гигиенических выставках в Санкт-Петербурге и Дрездене оно было удостоено малой золотой медали.

На Всероссийской гигиенической выставке уфимские врачи представили 64 экспоната в виде диаграмм, картограмм, фотоальбомов, моделей, печатные обзоры своей деятельности о медико-санитарных учреждениях, бактериологическом институте и фельдшерско-акушерской школе.

 Для справедливости следует отметить, что Уфимское земство и городская дума не считали для себя приоритетной задачей финансирование здравоохранения. По этому показателю Уфа занимала одно из последних мест в России. Для медицинской помощи населению в нашей губернии выделялось в среднем 53 копейки на одного жителя в год, в то время как по России до 2 рублей 78 копеек.

 Если в 1870 г. в уфимском городском бюджете на врачебные и санитарные нужды выделили 104 руб., после реформы эти расходы увеличились до 332 руб.; только к 1895 г. эта цифра достигла 3240 руб. В 1870-е гг. в Уфе выделяемая городской думой на здравоохранение сумма тратилась на жалованье повивальным бабкам и оспопрививателям. Уфимские муниципальные власти в 1889 г. купили у купца Стуколкина деревянный дом, где была размещена городская амбулатория.
Свой вклад в здравоохранение вносили и состоятельные уфимцы. Один из самых влиятельных гласных уфимской городской думы, некоторое время занимавший даже пост городского головы, - купец Ф. Чижев в 1890 г. открыл в городе Чижовскую больницу.

Для этого он построил на своем участке специальное здание, посадил сад, а потом подарил городской управе, чтобы организовали здесь лечебное учреждение. Позднее городская дума решила назвать медицинское учреждение в честь благотворителя.
Долгое время больница считалась одной из самых больших в Уфе. Рассчитана была лечебница на 30 кроватей, при ней работала и своя карета «скорой помощи».

 До 1917 года в бывшей Уфимской губернии сеть глазных учреждений состояла из глазной лечебницы на 50 коек в г. Уфе.

 Тем не менее именно земства освободили население от платы за оказание медицинской помощи. Больные получали в больницах бесплатные медикаменты. В основе этого нововведения лежал не только гуманизм. Если необходимо выявлять очаги эпидемических болезней в самом начале их распространения, то плата за лечение этому отнюдь не способствует.

 При этом материальное положение медицинских работников в Уфе не было благополучным. В Уфе, в отличие от соседней Перми, участковым врачам не устанавливали надбавок к жалованью. Пермским врачам каждые три года повышали оклады, так что через 9 лет службы надбавка составляла 50% от начального оклада. Земства Уфимской губернии также предоставляли врачам для проживания квартиры или, при отсутствии таковых, выплачивали деньги от 120 до 300 руб. в год в зависимости от местных условий. Собственно жалованье земского врача составляло от 1500 до 2000 рублей в год. Однако нередко земским докторам приходилось покупать медикаменты за свой счет. До конца 90-х гг. XIX в. жалованье земского фельдшера в Уфимской губернии составляло от 240 до 300 руб. в год. Ситуация несколько изменилась на рубеже XIX-XX вв., когда земства начали увеличивать им жалованье. Так, в 1908 г. для ротных фельдшеров оно составляло 360 руб. в год, школьных фельдшеров - от 400 до 480 руб. в год, фельдшериц-акушерок как имеющих более широкую специализацию - от 500 до 600 руб. в год.

 Как уже отмечалось выше, разница в жалованье медицинских кадров в различных уездах одной губернии была вызвана разными финансовыми возможностями уездных земств. Так, например, в 1888 г. уездные земства Уфимской губернии выделяли на нужды здравоохранения, в том числе и на денежные оклады медиков, в среднем 23,05% своего бюджета.

 К 1910 г. в Уфе было открыто 5 земских больниц. Центральным медицинским учреждением Уфимского губернского земства стала соматическая больница, в 1876 получившая статус Губернской земской больницы (в настоящее время Республиканская клиническая больница имени Г.Г. Куватова).

 По укомплектованности врачебными кадрами Уфимская губерния занимала 28-е место среди 34 российских земств. В 1905 г. при Уфимском губернском земстве в Уфе создано первое научно-исследовательское учреждение - Пастеровская станция, через год ещё 3 отделения будущего института бактериологии. Уфимская губерния входила в число 11 российских губерний, имевших бактериологические институты.

 В 1908 Уфимским губернским земством начато выделение средств на содержание Уфимской женской акушерско-фельдшерской школы (ныне Уфимский медицинский колледж), базой практической подготовки учащихся которой служила Уфимская губернская земская больница. В 1913 г. в Уфе располагались губернская земская больница на 114 коек с 5 врачами, психиатрическая больница на 700 коек с 6 врачами; Чижовская больница на 22 койки с 1 врачом, больница для заразных больных на 35 коек с 1 врачом, 5 амбулаторий с врачом при каждой, санитарное бюро с врачом, родильный дом на 20 коек с 1 врачом, глазная лечебница на 10 коек с 1 врачом и туберкулёзный пункт на 4 койки, железнодорожная больница на 80 коек с 2 врачами, тюремная больница на 35 коек с 1 врачом, приёмные покои при 2 духовных учебных заведениях на 35 коек.

 Врачебную помощь в амбулаториях и больницах в 1913 г. получили 52966 жителей Уфы, из них 3011 человек находились на стационарном лечении.
В течение 1874-1875 годов губернскому начальству не поступало ни одной жалобы на деятельность врачей, на их неправильные действия и задержки по каким-либо причинам в исполнении ими своих обязанностей.

 Подводя итог первой части нашего повествования о состоянии здравоохранения в Уфе на рубеже веков, необходимо указать на то, что, несмотря на серьезные проблемы, в этот период формируется целый комплекс научных школ в медицине, призванных стать лидерами в мировом здравоохранении.

Булат АЗНАБАЕВ