Три родины джаза

Три родины джаза
В Уфе завершился XVII Международный фестиваль джазового искусства «Розовая пантера». На этот раз на сцене Башгосфилармонии выступили известная джаз-вокалистка из Турции Сибель Кесё, выдающийся российский трубач Сергей Пронь, молодой исполнитель соула и ритм-энд-блюза из Камеруна Кристель Йомо Кэмганг и московское трио Игоря Яковенко.

Завершающим ударом на третий день стало фееричное выступление лучшего саксофониста России Игоря Бутмана – сначала с уфимскими джазменами, а потом в составе собственного квинтета.

И, как отметил бессменный ведущий фестиваля – главный редактор журнала «Джаз» Кирилл Мошков, одним из главных героев стал, конечно, биг-бенд БГФ под руководством народного артиста республики Олега Касимова - один из самых сильных филармонических джазовых оркестров в России. Все вечера прошли с аншлагами, а билетов на выступление Игоря Бутмана было не достать.

Отправной точкой для первого вечера стал альбом трубача Майлза Дэвиса Kind of Blue, который и сегодня считается самым успешным и продаваемым в истории.

- Майлз - человек, который, можно сказать, несколько раз своими руками перевернул историю джазового искусства, - рассказал слушателям Кирилл Мошков. - Он был в курсе всех перемен, изобретений, стилистических изменений и первым применял их на практике, и впоследствии за ним шли тысячи. Музыка всегда отражает то, что происходит в мире, и он в своем альбоме, написанном в 1959 году, передал ожидания публики. А его альбом воспринимается также свежо и глубоко и сегодня.

В программе, которую подготовил Сергей Пронь, использовались идеи, звучали (или начинали звучать) мелодии Дэвиса, но джаз отличается от академической музыки тем, что мелодия – это только повод рассказать свою собственную историю. И публика вполне оценила непосредственный разговор, затеянный уральским трубачом.

Сергей Пронь сначала был гитаристом, окончил Саратовскую консерваторию по классу академической трубы, но выбрал все-таки джаз.

- Эта музыка многослойна и чувственна, отражает твой взгляд, здесь можно выходить за рамки. Поэтому я сразу же решил, что не хочу играть так, как американские музыканты, хотя бы и великие. А заглянуть в себя помогает вот этот инструмент – труба.

- Вы верите, что музыка действительно влияет на слушателей?

- Она способна вывести из состояния обыденности и рутины. У человека каждый день одно и то же, но вдруг зазвучала музыка - и он всеми фибрами души открылся, у него появляется энергия, болезни проходят… Открываются те двери, которые в обычной жизни закрыты.

Сибель Кесё, с которой уфимцы встретились во втором отделении, живой пример любви к джазу, несмотря ни на что. Хотя в ее стране немало людей, увлеченных этим искусством, и некоторые из них пытаются создать фьюжн джаза с народной музыкой и даже модернизировать для этого народные инструменты, в целом джаз – не так популярен в Турции. Но в детстве Сибель услышала импровизацию Эллы Фицджеральд - ту самую «Scats», песню без слов, которую теперь пытаются воспроизвести все девочки, готовящиеся к музыкальным конкурсам. И решила, что хочет заниматься джазом и только им, хотя первоначально училась на архитектора. Она пела с ансамблем, брала уроки у польского пианиста и преподавателя Януша Шрота, много занималась - и уже через пять лет завоевала главный приз на Международном конкурсе джазовых исполнителей в Польше (1982).

 - Конечно, мои родственники поначалу были против, тем более что пробиться и сделать карьеру в музыкальном мире не легко нигде и ни в каком стиле, - говорит она. - Но все зависит от того, сколько времени и энергии вы готовы этому посвятить. Я по-прежнему слушаю Эллу Фицджеральд, она стала для меня настоящим источником вдохновения.

 Певица исполнила известнейшие хиты Эллы и других джаз-див – рассыпавшиеся по сцене бриллиантовые мелодии пробудили глубокие чувства в душе каждого слушателя: «I’ve got you under my skin», «Crazy, For feeling so lonely I’m crazy», «What a little moonlight cab do» - это баллады на века. Также Сибель Кесё отдала дань бразильскому джазу, исполнив песню «Утро карнавала» (Manhã de Carnaval) из фильма «Черный Орфей» - версии популярного сюжета, рассказывающей не столько об Орфее и Эвридике, сколько о красочной, зажигательной карнавальной культуре этой страны. Песни из фильма, кстати, любили исполнять и Эдита Пьеха, Венера Майсурадзе и другие советские певицы.

 Звездой второго дня стал камерунец Кристел Йомо Кумганг, выступающий в нашей стране в рамках саммита «Россия - Африка». Легко, проникновенно и задорно он исполнил несколько песен своего кумира - Рэя Чарльза.
- На самом деле в Африке слушают то же, что и во всем мире. Более того, одна ветвь африканской музыки оказала огромное влияние на американскую. У африканцев все основано на четком ритме. Так, как они поют ритмы блюз, соул и регги, европейцы петь не могут, - заметил Кирилл Мошков.

 Ну а на третий день к вершинам джаза привел слушателей самый известный российский исполнитель этого направления – Игорь Бутман. Чуть раньше в этот день состоялась презентация книги Кирилла Мошкова «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022». Игорь Бутман, ставший одним из ее героев, высказался так:

 - В ней много жизненных историй. Очень точно описаны все исторические события. Многие не знают, но самая оригинальная джазовая музыка создавалась именно в Советском Союзе. Взять, например, Камерный джаз-ансамбль Германа Лукьянова, «Аллегро» Николая Левиновского, Леонида Чижика… Для мировой джазовой практики это одни из лучших ансамблей: они поражают не только исполнительским мастерством, но и театральными представлениями, которые в то время вызывали у всех шок».

 Екатерина КЛИМОВИЧ.