От банка до музея

От банка до музея

В Национальном музее Республики Башкортостан открылась выставка под названием «Содружество трех архитекторов», посвященная истории строительства этого здания по улице Советской, 14.

Предназначалось оно для Уфимского отделения Крестьянского поземельного банка, возведенного в начале 1910-х годов. Проект был создан архитектором Александром Друкером, получившим качественное профессиональное образование в Ганновере и Мюнхене, а практические навыки работы в различных строительных и архитектурных мастерских. Вернувшись в Россию, он в качестве «вольного художника» строил доходные дома в Петербурге и его окрестностях, банковские здания в Петербурге, Самаре, Могилеве.



 Здание в Уфе очень похоже на то, что было построено под его руководством в Могилеве. Островерхая башенка напоминает граненую верхушку русского терема, полукруглые оконницы и рельефная кладка нижнего этажа отсылают к романской архитектуре. Такое свободное сопряжение «далековатых» архитектурных мотивов - это приметы передового по тому времени стиля «модерн». Да и в строительстве были использованы тогдашние современные материалы: бетон, металл, стекло, керамика.

Незадолго до Первой мировой войны банк переехал из деревянного тесного строения в Случевском переулке на улицу Губернаторскую, как называлась тогда Советская. Но счастье оказалось коротким. В 1917-м крестьянские поземельные банки, ссужавшие деньгами переселенцев, были ликвидированы по всей России.



Отобранную у «помещиков-эксплуататоров» землю и так поделили, а в доме на Советской поселились органы Советской власти: губернский ревком, Центральный исполком, Совет народных комиссаров. Перед войной здесь разместился Обком ВКП(б).

В годы Великой Отечественной войны, в связи с массовой эвакуацией, понадобились новые жилые дома, производственные цеха, административные помещения. Здание на Советской решили дополнить пристроем. Дело было поручено двум архитекторам-одесситам - Генриху Топузу и Валентину Фельдштейну. За два года (1942-1943) было возведено новое крыло. Честь и хвала архитекторам: они постарались не нарушить ансамбль, и новое строение отвечало по стилистике творению Друкера. (Хотя, к слову сказать, по качеству далеко ему уступало).



Генрих Владимирович Топуз был также талантливым рисовальщиком. В рамках нынешней экспозиции показаны его акварельные и карандашные наброски, относящиеся к уфимскому периоду: патриархальные домики на заснеженных улицах с резными воротами и распашными ставнями, старинная колоколенка, новое здание Главпочтамта, горделиво высящееся за спиной хаотично разбросанных торговых контор и лабазов…

Кроме многочисленных фотографий и документов, выставка включает и материальные свидетельства прошлого. Это плитка, которой были выстланы полы в поземельном банке, с надписью «Харьковъ. Бергенгеймъ» - фамилией владельца известного завода по производству керамических и терракотовых изделий, фрагмент фигурной решетки уфимского чугунолитейного завода Гутмана, скромные чертежные инструменты «докомпьютерного» времени: готовальня, лекала, линейки, карандаши в кожаном футляре.

Интересно, что до сих пор сохранилось первое здание Крестьянского поземельного банка чуть наискосок от Мемориального дома-музея С.Т. Аксакова (теперь это жилой дом) и здание музея при Уфимском губернском статистическом комитете, основанного еще в 1864 году, из которого вырос Национальный музей РБ. Как имена трех архитекторов незримой нитью связывают разновременные пласты в истории одного дома, так и эти три здания в разных уголках Уфы объединяют историю нашего города в единое пространство.

Анна МАСЛОВА