Пьем с горя или с радости?

Пьем с горя или с радости?

Во всем мире спирт получают из солода. И никто не умирает от цирроза печени или отравления. В России же производство самопального алкоголя поставлено на широкую ногу. Тот же Остап Бендер знал 490 рецептов самогона и один под названием «Табуретовка».

Говорят, пьют по двум причинам – с горя или с радости. Но от невзгод, конечно же, пьют больше, они встречаются на жизненном пути значительно чаще.

Как недавно в своем интервью заметил актер знаменитой «Таганки» Александр Збруев: «Я не знаю, что такое счастье, я только знаю, что такое несчастье». Если уж такое говорит известный, состоявшийся актер, то чего же ждать от простого среднестатистического мужика, который все еще доверчив и неотесан, ему надо кормить семью, а кругом столько несправедливости! Тут, конечно, запьешь, да и не только…

Помнится, лет пять назад один предприимчивый делец подал объявление в республиканскую газету, что собирает большую бригаду работяг, которых он сам переправит на Север. Заработки обещал хорошие, вот и «клюнули» люди. А этот «бригадир» на вокзале забрал у всех деньги с паспортами (якобы для оформления билетов), и был таков. Мужики, приехавшие в основном из дальних деревень, остались ни с чем. Как с такого злоключения не запьешь? А один – повесился.

Если окунуться в историю, то видно, что с пьянством пытались покончить на самом высоком уровне. Старались решить проблему радикально: вырубали винoградники, объявляли «сухой закон», одним словом, как всегда, боролись с видимым злом, не заглядывая в глубь. Как-то во время перестроечной антиалкогольной кампании мне довелось побывать на безалкогольной свадьбе – символе административного маразма и лицемерия. В респектабельном ресторане со столов быстренько «смели» бутылки и рюмки: не положено! Гости вместе с женихом и чайником наперевес отправлялись в туалет, где, отметив событие, уже возвращались в приподнятом настроении. Помню, как показательно ловили заводчан с едва уловимым запахом на проходной завода и тут же забирали в вытрезвитель, с последующим увольнением.

Наверняка, такая статистика есть – сколько тяжких преступлений совершено в «состоянии алкогольного опьянения из неприязненных отношений», но я обращусь к своему опыту.

Я сама пишу о преступлениях и когда прихожу в следственный комитет за «фактурой», следователи обычно разводят руками: – Ну, что вам дать? Все «по пьяной лавочке» – жена кинулась на мужа, взрослый сын – на отца. Результат печален. Но это вам неинтересно, это «чернуха».

Действительно, это, прежде всего большая человеческая трагедия, но на журналистском языке это всё-таки «чернуха». Здесь даже писать не о чем: пришел – напился до беспамятства – совершил преступление. Они даже в свидетельских показаниях говорят: «Пьяный был!». Примечательно, что в старом Уголовном кодексе РФ 1996 года алкогольное или наркотическое опьянение во внимание не принималось. А ведь взаимосвязь пьянства и преступности очевидна. Почти треть преступлений в России совершается в состоянии алкогольного опьянения, в том числе 80 процентов бытовых убийств. Теперь в УК РФ это является отягчающим обстоятельством. Под действием «зеленого змия» разворачиваются трагедии и в обычных семьях, каких миллионы. Женщины страдают от алкоголика-мужа, дети от невменяемого отца! Совсем не обязательно, что эти мужчины – плохие люди. Даже наоборот. Родные их жалеют, прощают, пробуют вытащить из пропасти. «Ну, что тут поделаешь, – говорят обычно жены, – ведь когда трезвый, он – золото, и работящий, и детей любит!».

Во всем мире спирт получают из солода. И никто не умирает от цирроза печени или отравления. В России же производство самопального алкоголя поставлено на широкую ногу. Тот же Остап Бендер знал 490 рецептов самогона и один под названием «Табуретовка». В свое время Владимир Высоцкий проникновенно и с понятием спел про горячительный самодельный напиток: «И если б водку гнать не из опилок, То, что б нам было с трех, четырех, пяти бутылок?» Действительно, такие «умельцы» гонят «горькую» в подвалах из чего придется, а лучше всего – разбавляют технический спирт. Меж тем, в УК РФ есть статья 238, которая за хранение, перевозку в целях сбыта, либо сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, предусматривает уголовную ответственность. То есть, если проведенная экспертиза спиртного покажет, что самогон содержит опасные для жизни примеси, в отношении продавца может быть возбуждено уголовное дело. И наказание суровое: штраф от 2500 до 300 тысяч рублей или лишение свободы от двух месяцев до двух лет. А если у продавца, к тому же еще и обнаружат выручку от реализованного спиртного, его ждёт ещё одна статья – 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». В конце ноября семь человек скончались в Красноярске от отправления суррогатным алкоголем, заказанным через Интернет, По данным СУ СК России по РБ, за последние две недели более 25 человек в разных регионах России отравились «дорогими» напитками. Им уже придется ответить по более суровой статье.

Автор: Ирина ШИПУНОВА.