Снегурочка как триггер

Снегурочка как триггер
На сцене Башкирского театра оперы и балета в рамках фестиваля современного танца DanceInversion состоялась премьера двух современных балетов по мотивам пьесы Александра Островского «Снегурочка» - «Сажень» и «Триггер».

В бесконечном темном лесу появляется Снегурочка. Она встречается со своим отцом Морозом, а затем птицы указывают ей путь, подталкивая во встрече с богом любви - Лелем… Так начинается балет «Сажень». Либретто говорит о том, что берендеев лес населяют птицы (девушки) и деревья (мужчины), но на мой взгляд, все взаимодействия участников действа - хрупких девушек и поражающих мужским шармом танцовщиков - рассказывают о том, что такое взаимоотношения между людьми: это бесконечное притяжение друг к другу, которое не обязательно заканчивается счастьем, но все равно никуда не исчезает. (Вспомним, что сажень - старинная русская мера длины, включающая расстояние от одной вытянутой руки до другой, как бы внутренний круг человека, куда он притягивает близких людей).


_62_2199-Улучшено-Ум. шума-4K.jpg
_62_2218-Улучшено-Ум. шума-4K.jpg
_62_2285-Улучшено-Ум. шума-4K(1).jpg
_62_2352-Улучшено-Ум. шума-4K(1).jpg


Современная пластика, отказ от пуантов лишь подчеркивает естественную красоту и изящество человеческого тела, делает все происходящее более искренним, задушевным и одновременно, учитывая непривычность такого балетного языка для зрителя, более сказочным. Есть здесь и отчетливо дуэты Снегурочки - сначала с Лелем, потом с Мизгирем, однако бог любви может оказаться манипулятором, да и к истинному накалу страстей Снегурочка (Алиса Алексеева) пока не готова, ведь все-таки она - дочь Мороза, и пытается спрыгнуть с горы, но ее шансы еще не исчерпаны, и она возвращается.

Действие второго балета - «Триггер» - происходит в городе (либретто описывает его как город «Конструктор», и он действительно создан в стиле чистого конструктивизма). Костюмы и движения берендеев вызывают отчетливые ассоциации со стихами Маяковского и плакатами Родченко – они могли бы быть фабричными рабочими, а царь Берендей (в красной мантии-конусе с высокой красной шапкой и рупором) - производителем работ. Судя по их танцу, они находятся в абсолютной гармонии с миром: товарищ - с товарищем, мужчины - с женщинами. Посреди всего - белый шар, на котором, как на пьедестале, танцует Лель, а главное распоряжение Берендея состоит в том, чтобы все нашли себе пару. На пути к этому находится и Мизгирь (если судить по костюму и танцу, большой чин в городе-конструкторе). Объявляется его свадьба с Купавой (ей как невесте положен более изящный костюм, воздушная белая юбка-брюки кокетливо контрастирует с красными пуантами). Однако свадьбу внезапно прерывает Снегурочка (Адель Филиппова), спускающаяся по веревке прямо с небес. Это абсолютно свободная натура, раскованная натура, дитя природы и стихии, и ей интересны люди, которые он видит. Ее необычность и естественность привлекают внимание Мизгиря, он освобождается от своего жесткого (будто картонного) и претенциозного наряда, напоминающего… Но любовь - стихия, неподвластная планам, расчетам и командам – вот что предстоит узнать Мизгирю и всем жителям, решившим, как говорится, поверить алгеброй гармонию.

_62_2444-Улучшено-Ум. шума-4K.jpg
_62_2555-Улучшено-Ум. шума-4K.jpg
_62_2578-Улучшено-Ум. шума-4K.jpg
_62_2599-Улучшено-Ум. шума-4K(1).jpg


Как же появились эти два оригинальные версии «Снегурочки»? Об этом журналистам рассказали на пресс-конференции перед премьерой. На самом деле одноактных балетов-фантазий на тему сказки Островского не два, а шесть: премьера еще двух состоялась в Красноярске, одного - в Калуге, на очереди - Петрозаводск. Шесть хореографов-победителей творческой лаборатории Большого театра «Тело в главной роли» получили возможность поставить свои произведения на большой сцене, с хорошими костюмами, светом и звуком. Шесть современных историй Снегурочки созданы драматургом Маргаритой Мойжес. Поэтому в Уфу и приехали молодые хореографы - магистр Академии Вагановой Мария Ряполова и худрук театра балета, танцовщик шоу Paula Abdul, хореограф-постановщик спектаклей, лауреат первой премии Международного конкурса современной хореографии в Юрмале Павел Рябов.

Художниками-сценографами и создателями костюмов к спектаклям стали Альона Пикалова, член Союза дизайнеров РФ Геннадий Осташов (костюмы к «Сажени»), Альона Пикалова и Алла Николаева («Триггер»). Создатели же современных композиций – Константин Чистяков и Ольга Шайдуллина, причем ее музыку для «Триггера» исполнял оркестр театра под руководством его музыкального руководителя Александра Алексеева.
Почему именно «Снегурочка»? На этот вопрос ответил театральный критик Сергей Коробков.

- Почитайте книгу профессора Нины Шалимовой – главного исследователя творчества Островского. Она представляет все пьесы как сагу о русском мире, а «Снегурочку» считает лирико-эпическим прологом к этому миру. Получается, «Снегурочка» -что-то вроде нашего культурного кода.

О том, почему без современного танца сегодня не обойтись, рассказала Ирина Черномурова - директор фестиваля DanceInversion.

- Я знаток и поклонник классического балета, знаю массу редакций «Щелкунчика» и «Лебединого озера». И являюсь поклонницей версии «Лебединого», созданной Владимиром Бурмейстером, которая заставляла плакать американских критиков.

Но contemporary dance нужно было заниматься обязательно: ведь это весь XX век. За 25 лет в рамках нашего фестиваля мы привезли в Москву около 100 имен хореографов, танцовщиков с пяти континентов – например, «черную Кармен» Даду Масило из ЮАР. Все для того, чтобы люди понимали, что у танца нет границ, закрепленных жанров, что тот же словарь классического балета многое вбирает в себя из современного танца.

Чем прекрасен современный танец? Он позволяет себе быть более актуальным – быстрее откликается на улицу, на жизнь. Еще в 1999 году мы представили в России хип-хоп. С тех пор этот уличный танец мальчиков прошел длинный путь, эстетизировался, вошел во многие спектакли – например, я привозила спектакль «Орфей» французской компании Монтальво-Эрвье, где хип-хоп был просто одним из языков постановки (наряду с брейк-дансом, и не только).

Мы давно занимаемся русскими хореографами, потому что им все время отводят какое-то место в углу. У современного танца такая репутация - «Вечно они в черных трусах, в подвале». Поэтому задачей нашей лаборатории «Тело в главной роли» было преодолеть ситуацию «подвала», дать им освоить большую сцену – ведь только так можно научиться владеть большой сценой, композицией, как следует продемонстрировать свой язык: танец любит диагонали, любит воздух. Это просто вопрос того, хотим ли мы развиваться в танце – вместе с литературой, архитектурой, марками автомобилей, жизнью?

«Почему мой спектакль называется «Триггер»? - объяснил напоследок Павел Рябов. - Триггер - ситуация, которая проявляет характер людей, и в спектакле есть такая - появление Снегурочки. Она даже, может быть и не нарочно всех разоблачает. Мы, конечно, изучали эстетику 20-х годов - конструктивизм, Родченко, Лазаря Лисицкого, но спектакль - про сегодняшний день».

Екатерина КЛИМОВИЧ.
Фото Олега МЕНЬКОВА.