Достойные сто лет Мамуна Гатиятуллина

Достойные сто лет Мамуна Гатиятуллина
Приближается День Победы – самый священный праздник для каждого из нас. К сожалению, героев, ковавших Победу, становится с каждым годом всё меньше и меньше, но память о них навечно остаётся в сердцах. Ведь это поистине великие люди, чей труд не ограничился ратным делом. После войны они принесли немало пользы обществу, занимаясь повседневной мирной работой. Таков Мамун Гатиятуллин – ветеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин Октябрьского района города Уфы, перешагнувший пару месяцев назад вековой рубеж.

Мамун Лутфуллинович родился 14 февраля 1924 года в селе Старокульшарипово Оренбургской области. Был в семье шестым ребёнком. Детство провёл в селе Знаменка Белебеевского района. После окончания семилетней школы устроился смазчиком на местный спиртзавод и начал трудиться без выходных. Это был июнь 1941 года, через несколько дней началась война… Мамун Лутфуллинович не удивился обращению Молотова, оно не стало для будущего героя внезапным. Да, накануне был подписан пакт, но в воздухе продолжало витать напряжение, люди видели вещие сны… В августе следующего года Мамуну пришла повестка на фронт. Перед отправкой дал слово отцу не курить и не пить. Но молодой человек и так не стремился к дурным привычкам: за все время работы на заводе ни разу не выпил спиртного.

Новобранец попал в Алкинские лагеря. К тому времени он уже прошёл допризывную подготовку и хорошо стрелял из винтовки, умел управляться с 50-миллиметровым миномётом. На новом месте принялся осваивать 120-миллиметровый. Вскоре капитан заметил, что деревенский парень прекрасно владеет русским языком, и отправил его в Стерлитамак, поступать в перебазированное Рижское военное училище. Мамун прошёл строжайший отбор: из ста ребят взяли всего пятерых. На комиссии прочёл и тут же запомнил текст «Боевого устава пехоты» на полстраницы. Закрыл книгу и повторил без запинки. Зачислили, начал учиться и уже через шесть месяцев курс окончил. Должен был учиться два года, но в итоге пришлось поторопиться: нужно спешить на фронт, приближать Победу.

…В начале февраля 1943-го эшелоны с «шестимесячниками» прибыли на станцию Валуйки Курской (теперь – Белгородской) области, затем были отправлены маршем на передовую. По пути встретились с 15-й дивизией, возвращавшейся из Сталинграда после великой битвы. Так Мамун попал в стрелковый полк легендарной дивизии, снарядным в батарею 120-миллиметровых минометов. Прибыли в Волчанск, заняли позиции на левом берегу Северского Донца. Ситуация сложилась непростая. Освобождённый Харьков отошёл обратно к немецкой армии, и она стала наступать дальше. Но в марте начались оборонительные бои. Наши герои выстояли.

 …Мамуна перевели в наводчики. 5 июля 1943-го началась Курская битва. В течение суток 15-я дивизия оказалась в первом эшелоне Степного фронта под Белгородом. Однажды при отходе оказалось, что взяты с собой не все мины. Мамуна отправили с группой бойцов на старую позицию, и оттуда герои забрали мины, рискуя попасть под немецкие пули. Дивизия в итоге выстояла, перешла в наступление. Курская битва закончилась 23 августа освобождением Харькова, и дивизии присвоили имя Харьковской.

Из батареи Мамуна до конца войны дошли только двое – он сам и Павел Байков, парень из Сталинграда. Лишь чудо спасало Мамуна Лутфуллиновича каждый раз от смерти. Во время Курской битвы его послали восстанавливать провод, и на обратном пути в его сторону было выпущено 15-20 вражеских снарядов. Вся шинель Мамуна оказалась иссечена осколками, но сам он остался целым. Помогла молитва, обращенная к Богу.
Весной 1944-го Мамун попал под пулемётную очередь во время форсирования реки Ингулец на Украине. Прыгнул в окоп. Шапка пробита, голенище сапога распорото, полевая сумка изорвана в хлам, в шинели две дырки. А сам опять, слава Богу, оказался цел.

 Под конец войны Мамуна Лутфуллиновича ранило. 12 января 1945-го, на Сандомирском плацдарме в Польше в спину между рёбрами вошёл осколок. Его тут же извлекли, но потребовалось лечение. Однако в санбате герой пробыл мало: торопился к своим.

Мамун Лутфуллинович прошёл с боями всю Украину, Польшу, Молдавию. 9 мая встретил в Праге. Награжден орденами Отечественной войны, боевыми медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», орденом Красной Звезды. В 1947-м демобилизовался. Работал в спиртовой промышленности, стал в 1962-м директором завода в посёлке Красный Урюш Караидельского района БАССР. Успешно окончил Всесоюзный техникум пищевой промышленности, Финансово-экономический институт. Далее до пенсии он еще успел поруководить Стерлитамакским гормолзаводом, потрудиться на Уфимском кожевенно-обувном комбинате, а затем занялся общественной работой. Долгое время возглавлял Совет ветеранов 15-й гвардейской дивизии, под его руководством был создан музей Боевой славы уфимской школы № 117.

Мы поговорили с Камилем Гатиятуллиным о его героическом отце.

 – Камиль Мамунович, каков ваш отец в быту, какой он семьянин?

 – Отвечу просто и коротко: хороший он хозяин, хороший муж, хороший отец и хороший дед! Его отец, мой дедушка, был умелым каменщиком-печником, плотником, выращивал домашнюю живность и овощи. Поэтому Мамун тоже многому научился и справлялся с бытом хорошо. Ну а мы, трое мальчиков в семье, не были неумехами, тоже смогли обустроить свой быт.

Семья была дружная, ссор между родителями я не помню. О нас отец заботился в меру своих возможностей, ведь он работал и учился заочно. Естественно, когда он стал занимать руководящие посты, у него стало еще меньше свободного времени. Но он все равно помогал нам, обучал и опекал всегда, начиная с детского сада и до самостоятельной взрослой жизни.

 Я с теплотой вспоминаю, как он лечил мои детские травмы, покупал трёхколёсный велосипед (из Москвы привозил специально), баян, фотоаппараты и увеличители (я хорошо фотографировал), жил со мной в доме отдыха, пока я готовился поступать в вуз, провожал в армию, устраивал свадьбу. Папа лучший, я его очень люблю и берегу!

Подготовил Рашид УСМАНОВ.