Кто уронил сережку?

Кто уронил сережку?

- Я вел раскопки лопатой. Естественно, после каждого движения земля перебирается, просеивается – каждый комочек проходит через наши руки. Как только замечаем какие-то вкрапления, зачищаем кисточкой, совочком, ножом. Так мы и нашли эту серебряную серьгу, - рассказывает археолог Марсель Шамсутдинов.

На самом деле предмет называется «подвеска с шестигранником». В этом году раскопки происходят прямо в центре огороженной территории между улицами Заки Валиди, Пушкина и Воровского: когда-то здесь располагались вал и ров древнего города, существовавшего с IV по XIV век. «Сезон-2016» дал новые ценные находки, проливающие свет на жизнь Уфы-II.

Расстояние от вершины вала до основания рва составляло около 10 метров, ширина рва достигала 25 - уже по величине сооружения можно судить о значимости поселения. Чтобы построить все это, требовалась рабочая сила как минимум в 200-300 человек. На данный момент глубина раскопа - 3,6 метра, и археологи полны решимости копать глубже, пока не наткнутся на материковый слой из однородной глины. Плюс рва в том, что однажды необходимость в нем исчезла, и древние горожане, подобно сегодняшним, принялись скидывать туда все ненужное, не подозревая, что обогащают науку.

- Может быть, серьгу привезли с Кавказа, где они появились, а может быть, изготовили здесь - в VI-VII веках украшения такой формы появляются на территории Южного Урала. Но чаще они бывают бронзовыми. Драгоценный металл встречается редко, а то, что ее нашли во рву, вообще удивительно – скорее всего, кто-то уронил. Также мы обнаружили две цельные бронзовые пряжки бахмутинского типа: одна датируется V-VI веками, другая - VI-VII. Одна - небольшая, возможно, использовалась как застежка для обуви или привеска (ведь тогда карманов не было, нужные вещи подвешивали в сумочках к поясу, застегивая пряжкой). Другая - скорее всего, от ремня.

В этом году Уфу-II снова посетили венгерские археологи, приехавшие на раскопки в Башкортостан.

- Здесь очень мощный культурный слой, он достигает 4 метров, что само по себе о многом говорит, - сообщил свое мнение доктор наук из Католического университета Петера Пазманя Аттила Тюрк. - Снова найдена керамика с Кавказа (так называемой салтовской культуры, связанной со временем господства на юге России Хазарского каганата). Похоже, ее привезли сюда - это говорит о широких торговых связях региона. А они позволяют судить об уровне его развития, делать предположения о политическом устройстве общества. Нам интересна и техника башкирских коллег, мы приехали в том числе и для ее изучения.

- Существование Уфы-II увеличило приток импортных товаров в нашу местность. О том, что здесь проходило северное ответвление Великого Шелкового пути, говорит очень многое, - продолжает Марсель Шамсутдинов. - Мы нашли немало изделий из Византии, есть находки иранского происхождения, бусина из Египта в виде скарабея, раковины каури из Индийского океана - возможно даже, они использовались как монеты, хотя, скорее всего, местные жители расплачивались пушниной. Редко, но встречаются кости верблюдов, нам снова попалась одна.

Древним уфимцам везло с добычей: на городище обнаружены кости косуль, бобров, зайцев, лисиц, волков, медведей (в основном фаланги, ведь охотник, убив в лесу медведя, не тащил домой целую тушу с костями). Когда-то в Белой водилась даже белуга - ученые раскопали кости рыбы размером 3-4 метра, а средний улов был 30-40-сантиметровой величины. Естественно, есть кости и домашней живности.

Найдены и единичные останки человека, в основном почему-то челюсти – скорее всего, это связано с религиозными обрядами. Зимой три кости были отправлены в Институт археологии РАН. Изотопный анализ показал: две принадлежали мужчинам из нашего региона, третья - пришлой женщине с равнинных территорий.

- Уфа-II уже имеет негласный статус стольного поселения…

- Об этом говорят ее размеры - около 4-х гектаров. «Чертово городище» на территории санатория «Зеленая роща», поселения около памятника Салавату, выше по Сочинской относятся к тому же времени. Но они гораздо меньше. Наше городище было центровым и могло контролировать окружающие.

- Но ведь башкирские племена были кочевыми - вы уверены, что люди жили здесь летом и зимой?

- А вы знаете хоть один кочевой народ, у которого не было бы городов? Возможно, Уфа-II стала одной из ставок их наместников, ведь мы нашли и золотоордынские монеты, серьги и подвески.

- Вы здесь собрали материал для нескольких диссертаций.

- «Этнические контакты, влияние памятника на развитие региона»… Если найду время, обязательно защищусь, - предвкушает красный от солнца археолог.

В поисках Великой Венгрии

Территория Урало-Поволжья на рубеже I-го тысячелетия представляла собой большой «плавильный котел», в котором рождались современные народы – башкиры, татары, русские, казахи, венгры, ханты, манси. Из тюркских племен вышли башкиры. Возможно, угорские племена, жившие в бассейнах Белой и Камы, ушли на Запад, обретя новую родину на территории бывшей римской провинции Паннонии с привычным лесостепным ландшафтом (значительная часть этой земли и есть современная Венгрия). Другие, уйдя на север по течению Оби, стали современными хантами и манси.

Ради поисков своей прародины венгерские археологи и студенты из Католического университета Петера Пазманя уже второй год участвуют в раскопках в Башкортостане и соседних регионах. Оружие и украшения, найденные в прошлом году в Уелгинском могильнике (он находится в Кунашакском районе Челябинской области, населенном в основном башкирами и татарами), имеет много общего с захоронениями и в Карпатской котловине, и на территории нашей республики. В этом году венгерские специалисты участвовали в раскопках курганного могильника «Калкан-1» в Учалинском районе - вблизи красивейшего озера Калкан.

-Там найдены осколки сосудов и железный нож, находки относятся к финно-угорской культуре. А мы считаем, что древние мадьяры были финно-уграми, - через переводчика объясняет Аттила Тюрк.

- Представители этой культуры двигались с территории Зауралья в современное Прикамье. Но, к сожалению, костяка мы в кургане не нашли. Скорее всего, это кенотаф - курган, посвященный человеку, которого оказалось невозможным привезти и похоронить на родной земле, - продолжает археолог Дим Гиззатов.

- В том, что прародина венгров находится на территории вашей республики, нас убеждает многое. В средневековых русских источниках название Венгрии известно как «Угра», или «Угрия», а название Уральского, Западно-Сибирского края - «Югрия». В XII веке венгры отправили сюда доминиканских монахов с целью поиска «Великой Венгрии» и обращения ее жителей в католичество. В 1235-1237 годах монах Юлиан нашел на территории Волжской Булгарии и современного Башкортостана население, с которым он мог общаться без переводчиков, о чем есть его письменное свидетельство. Современный венгерский язык принадлежит к финно-угорской группе, около трети слов в нем - тюркского происхождения, причем не только позднего (времен турецкого господства), но и раннего. Я считаю эту гипотезу вполне реальной, хотя делать окончательные выводы рано, - подчеркнул Аттила Тюрк.

- Башкиро-венгерские связи известны еще с XIII века, изучать их в России начали в XVIII веке. По мнению ученых, из семи венгерских племен, которые составили основу народа, четыре - тюркского происхождения, - сообщила директор Института истории, языка и литературы УНЦ РАН профессор Фирдаус Хисаметдинова.

Летописи и вещдоки

- Гипотеза о контактах башкир с мадьярами и о происхождении башкирского народа укладывается в одну проблему - изучения средневековья. Были племена, которые участвовали в этногенезе, потом - разрыв, отсутствие сведений, а потом появляются народы, - говорит Дим Гиззатов.

- Первые письменные свидетельства арабских путешественников о башкирах (а о них писали Саллам ат-Тарджуман, Ибн Фадлан, Аль-Масуди, Аль-Балхи, Идриси - всего около 11 авторов) восходят к IX веку. А примерно с этого времени - в основном в X веке - здесь распространяется ислам. До этого все, чем пользовался человек при жизни, - оружие, утварь, украшения - отправлялось с ним в могилу, благодаря чему мы и знаем что-то о населявших регион племенах. Но каноны ислама это запрещают. И появляется незаполненное фактами пространство, лакуна… Да и свидетельства венгерских монахов, итальянского путешественника Плано Карпини хорошо бы чем-нибудь подкрепить: прежде чем отправиться в далекую страну, каждый из них собирал написанное предшественниками, в чем-то на них полагался. И вообще, письменная история не всегда соответствует действительности. Она может быть написана с учетом мнения какого-нибудь князя. А археология - это фактографический материал, который достается из земли.

- Недавно я была на экскурсии по Уфе. Туристы задавали много вопросов о происхождении башкир. Какова сегодняшняя точка зрения науки на этот вопрос?

- Несомненно, они возникли здесь под влиянием местных племен - бахмутинцев, турбаслинцев, кушнаренковцев, карякуповцев - тех самых, чья керамика найдена на Уфе-II. Ибн-Фадлан, проезжавший здесь в 922 году (он был послом багдадского халифа к правителю волжских булгар) констатировал существование народа страны Башкорт, а раз так - значит, было ядро, и в него входили эти племена. В развитом средневековье сюда пришли кипчаки. (Это проявляется в лингвистике, например, есть проблема «З» и «Р» - предполагается, что «З» заменило «Р» в некоторых словах). Ядро было достаточно мощным, чтобы ассимилировать их, а не наоборот.

- В этом году с Венгерским католическим университетом имени Петера Пазманя подписано соглашение о сотрудничестве. Что могут дать для изучения нашей истории раскопки в Венгрии?

- Находки с одного памятника касаются далеко не только его - они много вносят в общую картину. Их датируют на основании сравнений с найденным в других местах.

Кроме того, о существовании Уфы-II пока не обнаружено письменных свидетельств, но, возможно, они есть. Полный текст «Записки» Ибн-Фадлана был найден в Иране только в XX веке. Немало интересных рукописей нашел Ахмет-Заки Валиди в Ферганской области, в Стамбуле. Возможно, из архивов Ирана, Турции, Венгрии нам известно еще не все. Нужно искать!

Автор: Екатерина КЛИМОВИЧ.