Фирдант Нуриахметов: тени не исчезают, они живут во мне

Фирдант Нуриахметов: тени не исчезают, они живут во мне
…Камень, мрамор, гранит, как будто обласканные ветрами тысячелетий, скульптуры, ат-объекты и причудливые тени от них - как продолжение образа и некий дополнительный смысл. Создается впечатление, что ты в театре и на твоих глазах разыгрывается некое представление, драма.

В Художественном музее имени Михаила Нестерова проходит выставка заслуженного художника РБ, лауреата Государственной премии имени Нестерова Фирданта Нуриахметова «Из легенды». В каждой работе - своя история, иногда личная, иногда планетарная, мгновения жизни, застывшие в камне, дереве, металле, И, первое, что впечатлило - трехчастная композиция из камня, гранита и мрамора: в ней какая-то тайна, что-то неведомое и нерассказанное.



И, как это бывает, когда собираются знатоки и в их компании появляется пытливый «хочу все знать» дилетант, завязался диалог.

- Что зритель должен в этой композиции увидеть?

  - Каждый видит свое, возможно, нечто мемориальное, прообраз памятника, ведь даже книгу, написанную, к примеру, Гоголем или Достоевским, мы называем памятником литературы. Тем и отличается скульптура от других видов искусства, что она малословна.
- Да, неожиданное решение. Но хорошо, интересно звучит. Сочетание камня, бронзового седла и неких наших представлений должно рождать образ…

 - Всадников сквозь время?

 - Возможно. То, что вы хотите, то вы и видите.

 Так началось знакомство с этой удивительной выставкой, и неординарными, широкой души людьми, пришедшими на творческий вечер прославленного мастера.



 «Из легенды» - продолжение цикла выставок Нестеровского музея, чтобы познакомить зрителей с работами знаменитых башкирских скульпторов. А началось все с выставки члена Союза художников России Бориса Черствого, что и послужило толчком к созданию зала скульптуры в музее. Здесь уже прошли выставки Зильфата Басырова, затем Владимира Лобанова, И теперь здесь, в удивительном светлом пространстве - экспозиция Фирданта Нуриахметова.

Представленные работы отражают вехи и страницы творческого пути большого художника-скульптора, его поиски, эксперименты, озарения и открытия. В его руках все обретает объем и одушевленность. В замысловатом металлическом ажуре можно увидеть звездное небо или стаю птиц, улетающих на юг… Возникло ощущение, что многие работы родом из детства и, забегая веред, скажу, что так и есть. К примеру, дощатое панно, на котором графика линий и… багры. В ней явно некий шифр. И, сгорая от нетерпения, хочу узнать, какой в нем смысл?

 - Да, это багры, кстати, они выкованы в кузнеце, а тот, что в центре - настоящий раритет 60-х, - рассказывает Фирдант Салимьянович, - Я родился в поселке Караяр, где река Юрюзань Там прошло детство. Мужчины в Караяре, главным образом, занимались лесосплавом. И практически все друзья детства тоже работали там. Эта работа - дань памяти им. Каждый багор - олицетворение того, кто работал тогда на реке, цеплял баграми бревна, а в центре – бригадир. Детали кованные, покрашенные и от каждой тень… И меня озарило - тени стали живыми! В работе появилась драматургия. Знаете, и сплава давно нет, и багров нет, а тени прошлого во мне живут, и тени живее, чем реальность, - сказал Фирдант Салимьянович. И после его рассказа произошла удивительная метаморфоза - у картины появилась душа, и передо мной развернулась панорама реки, где шла работа дружной артели. Удивительно! Кто-то пишет мемуары, кто-то ведет дневник своей жизни, а Нуриахметов свои впечатления, эмоции и чувства прожитого дня или целого периода может «записать», к примеру, на крыльях «Ангела хранителя». Как признается автор, он зашифровал дорогу к альма-матер и обратно домой - в скульптуре ангела, его крылья - своеобразная карта. Есть в этом своя аллегория – он летел в храм знаний на крыльях ангела, а, может, ангел-хранитель вел его в этот мир искусства.



 Заместитель директора Художественного музея имени Нестерова, заслуженный деятель искусств РБ, искусствовед Светлана Игнатенко, представляя посетителям выставку, заметила:

- И Нуриахметов и Лобанов будто должны быть в музее всегда. Если посмотреть в окно, то можно увидеть памятник Михаилу Нестерову, за который творческий тандем вместе с Николаем Калинушкиным (к сожалению, Николай Александрович посмертно) был удостоен премией РБ имени Нестерова. И как будто сам Михаил Васильевич указал своей рукой - вот зал, где должна быть скульптура, и, в первую очередь, мастеров - создателей памятника Нестерову.

 Как подчеркнула Светлана Владиславовна Фирданд Нуриахметов и его учитель Владимир Лобанов - современные лидеры скульптуры Башкортостана. Их имена известные не только в нашей стране, но и в мире, они - участники крупнейших международных выставочных проектов, их работы хранятся в фондах и выставляются в самых известных музеях страны.

 Выставку большого мастера посетила дочь народного поэта Башкортостана Мустая Карима Альфия Мустаевна Каримова, сказавшая много теплых слов в адрес Фирданта Салимьяновича.

 – Когда папы не стало, встал вопрос о памятнике ему. Я очень хотела, чтобы его делали башкирские скульпторы. Встречалась со многими, и большое впечатление оказали Фирдант Нуриахметов и Владимир Лобанов. А Николай Калинушкин был близким другом папы. Знакомство с этими одаренными людьми не прошло даром, мы много разговаривали, они большие таланты! Отец - удивительный человек, он дружил со многими - со скульпторами, музыкантами, просто людьми. Это стало подарком и мне, во мне тоже есть это качество - с удовольствием знакомлюсь со многими. Я уже довольно долго слежу за творчеством наших прекрасных скульпторов, советуюсь с ними, они наводят меня на ценные мысли.



- Мне кажется, работы Фирнанда Нуриахметова складываются в один большой рассказ, - говорит коллега и друг скульптора заслуженный художник РБ Владимир Лобанов, - Они концептуальны, глядя на них, не получишь готового ответа, а что же это? Но, узнав название, начинаешь проводить параллели и рождать образы. А после общения со скульптором понимаешь, в какую Вселенную ты попал.

Все экспонируемые на этой выставке работы - из собрания Художественного музея имени Михаила Нестерова, и все они - в органике друг с другом и гармоничны в этих музейных стенах. Каждая скульптура, арт-объект – работа возведенная в степень, как говорит сам автор, другого уровня не признает он сам, только степень совершенства. И как не признать, что эта истина, глядя на такие скульптуры, как «Обернувшаяся», «Молящаяся», «Радуга», «Не квадрат», «Лук Шагали-Шакмана», на галерею портретов. В каждой работе отражена и личность самого художника, его взгляд, интерес к мифологии и культуре башкирского народа. Войти в этот художественный мир, значит, ощутить радость соприкосновения с высоким искусством.

  Лилия ЗИМИНА