Культура, Афиша
В Национальном музее РБ открылась выставка «Уфа и уфимцы. Семейный портрет в интерьере»
С фотографий на нас смотрят дамы в корсетах, в красивых платьях, с высокими прическами, а иногда - в объемных затейливых шляпах, и осанистые мужчины - в двубортных мундирах, с галстуками-бабочками, с «николаевскими» усами или бородой - все как положено по моде тех лет. Девушки - в воздушных белых платьях. Нередко они сняты отдыхающими в цветущем саду или на крыльце дома. Спокойные, довольные, счастливые оттого, что они - семья, исполненные достоинства, ведь это известные, важные люди в жизни города: Фрейтаги, Кармазины, Заварицкие, Ставровские, Носковы, Ахтямовы, Джантюрины. И все они совершенно не представляют, какие потрясения ждут впереди их и страну.
О многих из них писали авторы нашей газеты и журнала «Уфа». Например, Салимгарей Джантюрин - дворянин Уфимской губернии и потомок казахских ханов, депутат Государственной думы I созыва и сторонник автономии восточно-тюркских народов, один из создателей «Союза автономистов». Впоследствии за политическую деятельность он был лишен права быть избранным и состоять на госслужбе. Его жена Суфия Джантюрина была одной из основательниц «Уфимского мусульманского дамского общества» - возможно, первой общественной организации татарок в России.
Супруги Джантюрины
Вместе супруги Джантюрины были известными благотворителями - например, пожертвовали более 50 тысяч рублей медресе нового типа «Галия», где преподавались и светские науки. Собственно, Национальный музей находится на земле, принадлежавшей Джантюриным: в 1911 году Крестьянский поземельный банк, в здании которого находится музей, выкупил у них место для строительства. Николай Александрович Заварицкий, семья которого тоже представлена на фото, закончил службу коллежским асессором в Уфе, а его сын Александр Николаевич стал известным геологом, исследовавшим, например, рудные запасы горы Магнитной, лауреатом Ленинской премии и двух Сталинских премий. Великолепный очерк о семье Заварицких написала автор нашего журнала Рашида Краснова - он опубликован в июньском, июльском и августовском номерах за 2007 год. Есть здесь и семья настоятеля Воскресенского кафедрального собора, депутата Уфимской городской думы Евграфа Еварестова, расстрелянного в 1919 году. А фотографии были сделаны Александром Аркадьевичем Фрейтагом - статским советником, прокурором Уфимского окружного суда. Есть здесь и виды Уфы - например, старого Гостиного двора с торговыми точками - телегами и крытыми лавками, увешанными связками баранок, и важной покупательницей.
Семья Фрейтаг
Семья Заварицких
- Это уникальные фотографии, они являются важным источником информации о жизни уфимцев начала XX века, - говорит куратор выставки - заведующая отделом истории края музея Вера Макарова. - Они были присланы нам коллекционером Александром Владимировичем Алиевым из Петербурга. Идентификация снимков стала настоящим научным исследованием: понять, кто сделал фотографии, удалось далеко не сразу.
Улица Александровская (ныне К.Маркса). Дом Паршина (Сибирская гостиница). Сегодня здесь располагается Военный комиссариат РБ
Лекцию Веры Макаровой о жизни и судьбах уфимцев, запечатленных на снимках, можно послушать в музее. Выставка посвящена памяти Виталия Кимовича Федорова - известного уфимского археолога, специалиста по ранним кочевникам Евразии и одного из открывателей сарматского золота, а также краеведа и филокартиста.
Возможно, поэтому здесь также представлена интереснейшая коллекция юмористических открыток Ильдара Гатауллина и немало книг об Уфе, которыми пользуются краеведы, когда пишут свои статьи. Это альманахи «Судеб связующая нить» и «Память преодолевает время» - коллективный труд краеведов к 450-летию нашей столицы, «След земной» Флюры Ахмеровой, «Уфа: страницы истории» и «Уфимские фамилии: дворяне и чиновники» Маргариты Агеевой, «Путеводитель по исторической части Уфы» П. Егорова и А. Чечухи, «Старая Уфа» Ирины Нигматуллиной, «Кружева семейных уз дворянских родов междуречья Волги и Урала» С.Д. Садовникова, «Фотографы и фотоателье Уфы в 1860-е -1920-е гг.» В.Н. Буравцова, «Архитекторы, инженеры и строительные подрядчики Уфы конца XVIII - начала XX века», справочник-путеводитель «Уфимская Епархия Русской православной церкви», фотоальбомы «Уфа и ее окрестности в фотографиях А.А. Зираха», «Эти изображения вечны» С.М. Прокудина-Горского и три фотоальбома «Старая Уфа», охватывающие период 1950-1990-х годов. Книг по истории нашего города, оказывается, написано немало - все не перечислишь! Ну а труд Якова Ривоша «Время и вещи» раскрывает перед читателем картину вещественного мира, окружавшего людей разных социальных слоев всей России.
Выставка открылась в рамках акции «Счастливы вместе», прошедшей в музее в тот же день и открывшей Год семьи. В этот день уфимцы и гости столицы смогли посетить музей бесплатно. А семьи-«долгожители» и семьи участников специальной военной операции были приглашены на праздник руководством музея.
Посетители с интересом послушали авторские тематические экскурсии «Семейные традиции народов Башкортостана», во время которой гости узнали об истоках национальных обрядов и об общности семейных ценностей разных народов нашей республики, и «Роль бабушек и дедушек в эволюции человечества» (для посетителей 18+).
В этот день я убедилась, что среди уфимских школьников встречаются те, кто хорошо знает историю.
- Это пистолет-пулемет Шпагина - самый лучший пистолет-пулемет Великой Отечественной, - услышала я в зале, посвященном Великой Отечественной войне. А это танки «Шерман». Они поставлялись нашей стране по ленд-лизу…
- услышала я в зале, посвященном Великой Отечественной войне.
В этот день я убедилась, что среди уфимских школьников встречаются те, кто хорошо знает историю.
- Это пистолет-пулемет Шпагина - самый лучший пистолет-пулемет Великой Отечественной, - услышала я в зале, посвященном Великой Отечественной войне. А это танки «Шерман». Они поставлялись нашей стране по ленд-лизу…
- услышала я в зале, посвященном Великой Отечественной войне.
Конечно, ППШ был лучше пистолета-пулемета Дегтярева, поскольку конструкторам и было поручено разработать более технологичный пистолет-пулемет, отличался хорошей дальностью, плотностью огня и «живучестью», но все-таки за место «лучшего» он спорит с пистолетом-пулеметом Судаева, который был легче и компактней (и, кстати, производился в блокадном Ленинграде). Но услышать такое было примечательно. Оказалось, Илья Иванов, который рассказывал об этом совей девушке – не студент истфака, а просто старшеклассник уфимской школы №113 и интересуется историей.
Межрегиональная выставка авторских кукол "Время Сказок"
Елена Колмацкая, Белорецк. Актриса оригинального жанра
Хумай
Нигматуллин Эрик, Уфа. "Водяной". Дерево, текстиль, пластик
Долганова Елена, Чишминский район, с. Кляшево "Бабушка Наргиз"
Ниязина Оксана, Санкт-Петербург. "Башкирская красавица"
Также посетители смогли насладиться выставкой чудесных рукотворных кукол и игрушек «Время сказок» благотворительного фонда «Мирас» и уникальными произведениями художника-скульптора по дереву Сергея Павлова - выставкой «Творчество сквозь время». Ретроспективную выставку художника, который на протяжении всей жизни придумывал и воплощал в жизнь новые удивительные изделия из липы, капо-корня, ильма, красного дерева и других видов древесины представила его жена Галина Павлова – тоже скульптор по дереву. Традиционный для нашего края медведь, который чаще всего держит сувенирный бочонок с медом, в его исполнении, можно сказать, просто расшалился.
Среди его работ есть и другие символы республики - например, крылатый конь Акбузат и егет на горячем коне. Коллекция совместных произведений Сергея и Галины Павловым так богата - она включает более 5000 экспонатов - что художники даже открыли в родном Бирске музей-мастерскую «ЛАПА» (Лучшие Авторские Произведения Арт).
Екатерина КЛИМОВИЧ.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ и автора.