Непреходящий мир детства

Непреходящий мир детства

2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Андерсена, отмечается Международный день детской книги.

В преддверии этой даты мы побеседовали с уфимским детским поэтом и писателем Светланой Войтюк. В этом году Светлане Юрьевне исполняется шестьдесят лет, но её творчество до сих пор отличается непосредственным взглядом на мир.

— Светлана Юрьевна, почему вы пишете для детей?

— Мне кажется, я осталась внутри ребёнком, мне очень интересно общаться с детьми. Когда я пишу, меня вдохновляют воспоминания из собственного детства. Оно у меня было счастливым: я росла в атмосфере родительской любви и ощущала тёплое отношение со стороны школьных учителей, друзей. Почему я стала заниматься литературой вообще? Это тоже из детства. В родительской квартире всегда царил культ книг. Мама и папа по вечерам читали мне Драгунского, Носова, сказки Андерсена.

 — Какие детские воспоминания вас вдохновляют на творчество?

 — Я обожала посещать цирк! У меня папа работал там звукорежиссёром и часто брал меня с собой. Кто только не выступал тогда в нашем уфимском цирке! И медведи на коньках, и воздушные гимнасты, даже цирк на воде приезжал. Ещё мне нравилось наблюдать за цирковым оркестром. Раньше выступления сопровождались живой музыкой, и это завораживало! Через много лет всё это стало основой для стихов «Где ночует клоун?», «Там, под куполом цирка» и «Друг для пони».

 — Как начался ваш путь в литературе? Когда вы написали первую книгу?

 — Свою первую книжку я написала в шесть лет, в старшей группе детского сада. Это была розовая тетрадочка в клеточку со стишками и рассказиками. Потом я что-то сочиняла для школьной стенгазеты. Но это, конечно, были первые пробы пера. Путь в детскую литературу я начала в тридцать семь лет, когда за плечами уже были долгие годы работы журналистом и рождение третьего ребёнка. Я тогда написала стихи, которые, как и все последующие, были неоднократно опубликованы в детских журналах и книжках. Сначала я печаталась в уфимских журналах «Мы растём» и «Бельские просторы», но уже в 2004-м, в год моего сорокалетия, меня стали печатать московские «Весёлые картинки» и «Миша». В 2008 году в издательстве «Китап» вышла моя первая книга стихов «Как троллейбус с трамваем бодался».

 — А какую прозу для детей вы пишете?

 — В книге «Веснушки моей бабушки» есть маленькая повесть «Мою бабушку зовут Айседора» и рассказы «Солнечный зайчик сорок пятого», «Счастливое имя», «Тюря». Они написаны на основе реальных событий, по воспоминаниям людей, бывших детьми в годы Великой Отечественной войны. Действие, кстати, происходит в Башкирии, правда, город и посёлок не называются. Но «Веснушки» вышли ещё в 2013-м, сейчас я прозу не пишу, хотя надо бы. Терпения не хватает и времени.

 — Что вы считаете для себя самым большим успехом в писательстве?

 — Больше всего горжусь тем, что мои стихи изданы в сборнике-альманахе для слабовидящих и слепых «Детское чтение» в 2009 году.

 — Сейчас дети мало читают книги, предпочитая гаджеты. Какое решение проблемы можете предложить вы?

 — Её надо решать в детском саду и в школе, ведь ребята там проводят больше времени, чем дома. Но прививать любовь к чтению надо не на уроках. Здесь должен быть задействован иной формат, например, чаепитие с книжкой или простое обсуждение прочитанного, без всяких оценок и сочинений. И не по программе, а по выбору учителя, библиотекаря, самих детей. Я об этом говорила ещё в 2014 году на встрече детских писателей с тогдашним председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным.

 — Какое будущее у детской литературы?

 — Она будет жить, пока детям покупают книги. Другой вопрос, какой она станет. Боюсь, что более примитивной. Ведь мультфильмы, к примеру, стали менее художественными, менее добрыми.

 — Что бы вы пожелали читателям газеты?

 — Всегда отличать истинную красоту от фальшивой и стремиться творить добро.

 Рашид УСМАНОВ.