Ждет ли нас Космос? Мнение экспертов

Ждет ли нас Космос? Мнение экспертов

В этот день в нашем подсознании всплывают вопросы, до сих пор не нашедшие внятных ответов. Возможно ли в принципе освоение Человечеством внеземного пространства в качестве второго дома? По каким направлениям должна развиваться космическая наука? Обо всем этом рассуждают наши эксперты.

alex.jpgАлександр Москаленко, координатор работ по управлению российским сегментом МКС и руководитель оперативной группы анализа ТОРУ (телеоператорного режима управления сближения и стыковки кораблей «Прогресс» с орбитальными станциями):

- У человечества просто нет другого выхода. Ресурсы Земли ограничены, ресурсы космоса - бесконечны. Но дело даже не в этом - прилетит на Землю заурядный камешек, как во времена динозавров (а он прилетит обязательно - по закону больших чисел), и закроет проект «человечество» вместе с придуманными государствами, границами, армиями и оружием. Другое дело, что возможности ракет с химическими компонентами топлива уже исчерпаны. С ними еще можно организовать лунные поселения и долететь до Марса (но не колонизировать его - это беспочвенные фантазии Илона Маска). И все. Дальнейшее освоение космоса будет на ракетах и кораблях с другими физическими принципами. Однако надо понимать, что кораблями с ядерными двигателями можно освоить лишь Солнечную систему. Для полетов к звездам они категорически не годятся, как и фотонные звездолеты.
Поэтому освоение космоса - самая главная и важная задача человечества. Осталось только донести эту простую мысль до политиков и миллиардеров.
Изучение планет Солнечной системы с помощью беспилотных аппаратов, безусловно, обходится дешевле и эффективнее пилотируемых полетов. Но в конечном итоге - они лишь мостик, по которому пойдет человечество.
В ближайшей перспективе, я думаю, приоритетными задачами в космосе являются организация лунных поселений и строительство обитаемых станций в точках либрации системы «Земля - Луна». Потом - пилотируемый полет на Марс с последующей колонизацией и возможным терраформированием Марса. Освоение ресурсов пояса астероидов. А далее - звезды и вся Вселенная.

Попытаюсь дать прогноз на это столетие: в двадцатых-тридцатых годах мы вернемся на Луну. В сороковых-пятидесятых будут развернуты орбитальные лунные станции и поселения на поверхности Луны. В это же время возможен пилотируемый полет на Марс. До конца века вполне может быть построено марсианское обитаемое поселение. С его середины в космонавтике начнут активно применяться ядерные двигатели. К концу двадцать первого века будет развернута система предотвращения метеоритной угрозы Земле. Безусловно, в исследованиях Солнечной системы активно применят и автоматические спутники и лаборатории – в силу своей экономичности.
А что будет за пределами двадцать первого века предсказывать, возможно, и увлекательно, но не научно. Разве что скажу – ни пресловутого «космического лифта», ни фотонных звездолетов не будет никогда – по многим техническим и экономическим соображениям. А к другим звездам человечество обязательно полетит, но на кораблях, работающих на иных физических принципах – например, телепортации. Но это совсем другая история.

HHH.jpg
Вадим Горбачев, директор Центра системных исследований «Интегро»:

Когда спрашивают «в принципе возможно ли освоение?..» хочется сказать «да, возможно». Однако, сразу видно, что одна возможность предполагает и другой ответ, - «невозможно». Получилось так, что в рамках своего понимания вопроса я прошел путь от первого до второго. В молодости мне посчастливилось увлеченно занимался физикой, астрономией, космонавтикой. Слетать на Ганимед? – Легко! – Только космический кораблик дайте! На Альфу Центавра? – Тоже легко! Разве что скучновато лететь много лет. Но, если Человечество пошлет, то и со скукой совладаем!

Но я имел в целом скудные представления о человеческом организме, смело думая, что человек очень автономен и без труда способен к межпланетным и межзвездным путешествиям. Мне казалось, что стоит только защитить человека какими-либо оболочками (скафандром, космическим кораблем, стенами лунной или марсианской станции), запастись едой, водой и воздухом, запустив замкнутые циклы их регенерации, то он может жить хоть в чистом космосе, хоть на поверхности Плутона, хоть плавать в капсулах на поверхности метановых океанов Титана пока не будет выполнено полетное задание.

Однако, чем больше я интересовался не только космосом, техникой и своей нынешней профессией, а и медицинскими проблемами, то стал понимать насколько глубоко живой организм встроен в окружающую его среду. Теперь я уверен, что анатомия, физиология и даже генетика живого существа как минимум наполовину определяется внешней средой. (Другая половина – генетический аппарат). Впрочем, Ламарк и современный номогенез это утверждали давно. В результате научных исследований ещё конца прошлого века выяснилось, что живой организм встроен в среду даже не тысячами связей, а фактически, является её продолжением... Этого следовало ожидать, если учесть, что раз он в ней возникает, развивается и умирает, причем использует для своего строения только вещества их этой же среды. Более того, генетические механизмы тоже созданы средой, и при малейших изменениях биохимического баланса в материнском организме и затем в самом новом существе, дают сильные сбои.  Удивительно как в живом организме все тонко сбалансировано! 

Через какое-то время в своих представлениях я стал придерживаться мнения, что «вырвать» живой организм из окружающей материнской земной среды на достаточно долгий срок (три-четыре года, например) – это значит его убить. В течение заметного отрезка времени мы не можем жить не только без еды и воды (что, казалось бы, можно как-то обеспечить где-нибудь на другой планете), но и без просто земного магнитного поля, земной гравитации. Если мы познакомимся с научными исследованиями о влиянии магнитного поля Земли на развитие живой клетки, которые постоянно заменяют друг друга в организме, то мы увидим, что очень быстро (буквально через две-три недели) клетки многих тканей теряют свою жизнеспособность. Мыши - так просто умирают в течение трех недель, будучи изолированными от внешнего магнитного поля, - как будто жизнеспособность живых клеток теряет какой-то внутренний стержень, силовой каркас. Уже через две недели в организме мышей начинаются необратимые изменения, а через три - и мышеловка не требуется. Такое чувство, что мы каждой своей клеткой встроены в магнитное поле Земли, резонируем с ним, и это поддерживает жизнь, хоть нам и кажется влияние магнитных полей Земли очень слабым, и нами не чувствуется. Но ведь и существование воздуха мы тоже не чувствуем, пока нам не ограничат к нему доступ! Одно закрытие форточки в комнате на ночь способно испортить наше самочувствие на весь новый день.

Причем, заметьте, - в вопросе влияния магнитного поля я не имею в виду отдельную и очень тяжелую проблему защиты космонавтов (в космическом корабле или колонии на другой планете без магнитного поля) от воздействия солнечного ветра и космических лучей огромной энергии, «прошивающих» организм вместе со стенками космического корабля и разрушающих живые клетки. Долго вне корабля нельзя находиться даже на околоземной орбите.

Да, космонавты летают на околоземных станциях «внутри» магнитного поля, с достаточно заметной напряженностью простирающегося от Земли примерно на 60тыс.км. Можно спросить, а как же американские космонавты вылетели за его пределы и слетали на Луну и вернулись? В принципе, одна неделя ещё не приводит к окончательной катастрофе и для мышей. Но месяцы и, тем более, годы полета в космосе и колонизация планеты, не имеющей магнитного поля земного типа, с моей точки зрения обязательно уничтожит беззащитный организм.

Но самое пугающее мы услышали недавно: у космонавта Скота Келли, пробывшего на МКС всего один год, 7% ДНК изменились по сравнению с ДНК его брата-близнеца, оставшегося на Земле. И это – заметим – случилось при наличии и хорошего воздуха, и еды, и при защищенности магнитным полем Земли от космических лучей и солнечного ветра! А что с нами случится, если лететь в космосе месяцами и годами или жить на другой планете, где и атмосфера не та, и еда скоро тоже сама по себе изменится и прочее?

Я всё это говорю для того, чтобы подвести к высказыванию окончательного своего мнения: человек в тех физиологии, генетике, анатомии, которыми он обладает сейчас, в космосе не выживет. Скорее всего, даже не долетит до другой планеты. Для полетов на другие планеты и жизни там под куполом, что-то в природе человеческого организма должно настолько фундаментально измениться, что это уже будет не сегодняшний человек. Мы - сегодняшние - встроены в среду планеты Земля так глубоко каждой своей клеткой, что заметное время вне этой среды наше тело существовать не может, потеряв поддержку матери-Земли. Таким образом, по исходному вопросу я – пессимист. Подозреваю, что мы обречены на существование на планете Земля с полетами максимум в пределах Солнечной системы, где, правда, почти нет мест, где можно было бы пожить. Думаю, что только на Марсе как-то в далеком будущем ещё есть надежда пожить в пещерах. Лучше беречь нашу Землю.

Если же говорить о перспективах развития отрасли, то выделил бы несколько направлений. 

Первое – это использование космических аппаратов для исследования Земли с орбиты, а также для получения материалов с уникальными свойствами на орбитальных лабораториях и производствах.

Второе – научные исследования ближайших планет в частных космогонических целях, когда мы стремимся понять, как эволюционируют планеты и планетные системы в целом.

Третье – исследование Солнца, являющегося в высшей степени сложнейшей системой, поведение которой нам остается непонятным во многих принципиальных моментах. Мы даже не понимаем, как Солнце «функционирует». Есть гипотезы, которые просто подгоняются под наблюдательные данные, но ни одна из них не обходится без принципиальных трудностей. Может даже оказаться, что звезда – это по-своему живое существо, но другой физической природы. Сейчас мы можем не бояться ставить вопрос и так, учитывая, невообразимую сложность процессов на Солнце, - ничуть не меньшую, чем в человеческом мозге, а, скорее всего, на много порядков более сложную.

Четвертое – научные исследования дальнего космоса с помощью телескопов, построенных на разных физических принципах и с охватом самого широкого спектра электромагнитного излучения. Это – исследования космологических задач как стремление понять строение и эволюцию Мира на макромасштабах, т.е. вопрос, имеющий прямое отношение к нашему мировоззрению.


Автор: Владимир ГЛИНСКИЙ.