СВОих не бросаем: «Бабушки крестили нас в спину»

СВОих не бросаем: «Бабушки крестили нас в спину»
На урок мужества к воспитанникам военно-патриотического клуба «Булат» пришел участник специальной военной операции, проходящий реабилитацию. «Добрый» - с таким позывным геройвыполнял боевые задачи на передовой, освобождая мирное население в составе специального отряда быстрого реагирования «Ахмат». Ребята с большим интересом слушали его рассказ, задавали отнюдь не детские вопросы, а в знак уважения и благодарности каждый из мальчишек по-мужски пожал гостю руку.

«Доброму» 41 год. В мирной жизни был водителем. Водил туристические автобусы в Крым и другие регионы. В последние годы обслуживал пассажиров «Башавтотранса» на городских маршрутах. После объявления спецоперации заключил контракт.

– У вас семья, дети. Как решились оставить их и отправиться на СВО? – интересуемся у «Доброго».

– По мобилизации и добровольцами на защиту мирного населения Донбасса идет много молодых парней 20-23 лет. Некоторые из них никогда не держали в руках оружия, а я имел боевой опыт и мог помочь им. С 2000 по 2002 год проходил срочную службу в 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В 2002-м участвовал в контртеррористической операции в Чечне. Семья о моих планах не догадывалась, своим близким я сказал, что уезжаю на Север.. Обратился в военкомат, там разъяснили условия: необходимо пройти медкомиссию, боевое слаживание. Это заняло бы около полутора месяцев, чтобы сэкономить время, я собрал вещи и направился в Грозный, где тоже набирали добровольцев. В поезде познакомился с двумя земляками. По приезде на вокзале мы попросили сотрудников полиции скоординировать нас, они созвонились с местной администрацией и сказали, что нам лучше ехать в Гудермес. Помогли вызвать такси, объяснили, как добраться. Так мы оказались в Российском университете спецназа, где познакомились с ребятами, прошли теорию и практику владения оружием: все-таки 20 лет прошло с тех пор, как сдали автоматы. А 25 мая 2022-го нас на автобусах отвезли в аэропорт, оттуда на Ил-76 улетели на Украину.

– Где вас встретила спецоперация?

– Мы сразу заступили за ленточку. Наша штурмовая рота двигалась вперед, выдавливая украинских силовиков. Начали с деревни Камышевахи, 2 июля зашли в Лисичанск Луганской области. За два месяца освободили Врубовку, Николаевку, Золотое (все четыре деревни), шахту «Карбонит». Затем нас перебросили на вторую линию для зачистки освобожденной территории. Мы просматривали подвалы, дома, хозяйственные постройки. Зачистили Северодонецк, Рубежное. 16 июня я получил контузию.

– Как это случилось?

– Мы приехали во Врубовку. Должны были расположиться в двухэтажке. Ребята начали осматриваться. Я тоже отошел от дома и почувствовал, что что-то натирает ногу. Затем наклонился, начал обуваться, в это время сзади прилетел снаряд пушки «Рапиры». Хорошо, оказался кумулятивный: осколков не так много!  Пока бежал в укрытие, прилетел второй – и меня контузило.  

– Какие у вас награды?

– «Зетка» – медаль «За участие в спецоперации Z» и орден генерала Шаймуратова. Его 2 августа во время празднования Дня Воздушно-десантных войск России в парке «Патриот» вручил глава республики Радий Хабиров.

– Как относится к российским солдатам население Донбасса?

– Когда приехали в Луганск, мы думали, что местные нас ненавидят. А они, наоборот, махали нашим проезжающим «Уралам» и кричали «возвращайтесь!». Бабушки предлагали воду, пирожки и крестили. Во всех городах и селах, где мы ни были бы, радовались нам. В деревне Золотое нас встретили старики. Счастливые, довольные, но голодные. Мы их накормили запасами еды, которые при себе имели, и со спокойной душой пошли работать. Когда зашли в Лисичанск, 2 июля, все ликовали: «Ура, пришли русские!».

Во всех деревнях, где мы служили, были жители. Одни не хотели оставлять дома, скотину. Другим не дали выехать нацисты, прячущиеся за мирным населением, а потом, когда их выдавливали из деревень, они называли мирное население сепаратистами.

– Связь с боевыми товарищами поддерживаете?

– Да, конечно. Кто-то из наших сейчас вновь за ленточкой, есть подписавшие контракты второй и третий раз. Ребята наши прикрывают друг друга, если даже идет бой, пострадавшим всегда оказывают помощь. Сейчас там холодно, бойцы нуждаются в теплой одежде, медикаментах. Также очень нужны прицелы ночного видения, квадрокоптеры, тепловизоры, они помогают сохранить жизнь.

– Говорят, самый сложный бой первый?

– Сначала прилеты пугают, потом отношение меняется: не к тебе прилетело. Не зря на фронте говорят «Не бойся свиста пуль - своей ты не услышишь». Но привыкнуть к войне нельзя!

Мария НИКОЛАЕВА.