Заложники мегамоллов

Заложники мегамоллов

Куда вы ходите на выходных? Наша семья чаще всего отправляется не в кино или театр (вкусы могут не совпасть, да и детей оставить не с кем), не в ресторан (дорого), не на выставку, а в торговый центр. Покупать продукты в супермаркете приятнее: большой выбор создает ощущение роскоши, даже если мы не можем позволить себе лосося или манго. Поискать обновку в рядах бутиков тоже полезно: всегда можно найти вещь со скидкой. Да и дети любят эти поездки: там есть игровая площадка, мороженое, выпечка вафель, можно покататься на паровозике… Вот такой у нас досуг. Правда,  все это поднадоело. А ведь когда-то мы читали книги, ходили в кино…

Ну правда, скажите, разве прогулка по магазину - даже продуктовому, не говоря уж о модном - не повышает настроение? Даже если прямо сейчас есть деньги только на хлеб. Интересно, а как себя чувствуют постоянные обитатели храмов торговли? Прав ли был О. Генри, заметив: «Если вокруг вас роскошь, она принадлежит вам, кто бы за нее ни платил»? Об этом мы решили спросить самих продавцов.

Лучший друг клиента

- Вы, наверное, заметили, что продавца (особенно в бутике) никогда нельзя застать сидящим, разве что за кассой? – спросила меня Эльмира Ахмерова – сотрудница бутика известной марки одежды. - Современные стандарты обращения с клиентами запрещают ожидать его, скучая за прилавком, и даже если их нет -

рассиживаться нельзя. Строгость требований зависит от конкретного места: крупные сети более или менее придерживаются трудового кодекса, а в небольших все зависит от хозяина. За нарушение требований штрафуют, а отследить их очень просто: везде стоят видеокамеры. На самом деле, конечно, сотрудники знают, где у камер слепая зона. Но долго находиться в ней не получится. Выдерживают не все.
prodavez.jpg

Наша работа - прямое общение с людьми, тем и интересна. Конечно, случаются всякие казусы. Например, пришли две подруги, перемерили кучу вещей, коллеги потратили на них два часа, а потом те сказали: «Спасибо, мы давно так не развлекались!». И ушли. И пришлось отнестись к этому с юмором, улыбнуться и попрощаться. Агрессию нужно гасить, на конфликт с клиентом идти нельзя. Он всегда прав. Так что стрессоустойчивость необходима. Но нередко общение бывает приятным и познавательным. Случается, что человек открывает душу продавцу - будто случайному попутчику в поезде. Встречаются покупательницы, которые живут словно в золотой клетке. Они часто дружат с одним из продавцов, приходят к нему регулярно.

Все это делает тебя психологом: ты многое понимаешь о человеке с одного взгляда. А судить по внешнему виду о достатке нельзя: регулярно оказывается, что небрежно и недорого одетый посетитель располагает немалыми деньгами. У обеспеченных свои причуды.
e9jislsq-r.jpg

Я хожу на работу с удовольствием. А иначе и нельзя: тогда ничего не получится. Зарплата сегодня в основном состоит из небольшого оклада, остальное - процент с продаж, так что в одном магазине у одного получка может быть 15 тысяч, у другого - 60. Те, кто не умеет продавать, меняют одну точку на другую, а иногда и сферу деятельности. Но вообще торговля затягивает. Все думают, что пришли в нее на пять минут, а остаются на всю жизнь. Почему я осталась? Закончила институт сервиса, но в 90-е годы, когда устраивалась в магазин, зарплата там была намного выше, чем в сфере государственного управления: я получала столько, сколько мама и папа вместе. Пару раз ходила на собеседования по специальности…

«Все равно купите!»

- Для меня самое трудное - часовой режим. Рабочий день в торговых центрах - с 10 до 10. Перерыв на обед может быть разный: полчаса, 40 минут, час - это еще зависит от того, работаешь один или нет. Если один - вполне вероятно, у тебя всего один получасовой перерыв, все бегом. Хочешь заработать - о еде думать некогда, - рассказывает Илья Антонов, сотрудник магазина часов и аксессуаров. - Да, во многих местах требуют весь день проводить на ногах. Моя коллега так заработала варикозную болезнь вен, а я в результате усталости и стресса был вынужден лечь в больницу. А потом нашел себе место, где по крайней мере можно присесть.

Если выбирать, я предпочитаю отдельно стоящий магазин, а не торговый центр: там хотя бы есть подсобка. Очень часто никаких нормальных условий для нас не создано. Зачем это владельцам? А за нарушения правил (опоздание, например) - штрафы. В крупных торговых центрах они могут составлять 5000 рублей, в самых крупных - еще выше. И человек становится как шелковый, а уж какой ценой…

Что больше всего раздражает в клиентах? Когда жалуются на цены. Зачем нам это говорить? Их устанавливаем не мы. Не устраивают - обратитесь в другой магазин, на рынок. Конечно, ответить так мы не можем: есть правила поведения.

Больше всего времени занимает ожидание покупателей. В это время мы изучаем полезную информацию: товар, инструкции, технологии продаж. Можно ли продать человеку, который покупать не собирался? Можно. Технологии изучаются на тренингах, они отрабатывались годами и действуют с вероятностью 95%. В крупных компаниях по ним сдают экзамены. А если у человека нет денег, он снимет со счета, возьмет кредит и все равно купит.

Приобретаем ли мы товар, который продаем? Сложный вопрос. Бывало, что товар мне нравился, но не всегда. Хотя секрет успеха как раз в том, чтобы тебе нравилось то, что продаешь, или ты хотя бы был уверен в качестве, в том, что покупатель не придет предъявлять справедливые претензии.
153817199.jpg
Зарплата везде разная. Может быть оклад в 5 000, но зато хороший процент с продаж - и получается 25-30 тысяч. А может быть оклад 15-20 тысяч, а процент маленький. Думаю, все владельцы магазинов знают, где сколько платят - и даже если сделаешь выручку в миллион, 100 тысяч не получишь. Хотя завлекают именно этим. А что касается карьерного роста… Зачастую это означает прибавку в две-три тысячи и намного больше ответственности.

Тем не менее для многих работа в торговом центре - признак высокого статуса, ведь туда абы кого не берут. Все хотят быть сотрудниками крупных федеральных сетей: там больше социальная защищенность, работа в ИП нередко означает только заключение трудового договора. А конкуренция сейчас есть везде. И предприниматели этим тоже пользуются. Например, меня пригласили на двухчасовую стажировку в один магазин одежды, и я принес им в кассу 20 тысяч. И, конечно же, мне не перезвонили. А сколько еще таких стажеров потрудилось там бесплатно?

Вообще есть статистика, которая показывает: магазинам выгоднее текучка, чем постоянный костяк сотрудников. На неопытного продавца легче навесить штрафов, недоплатить. Возможно, именно поэтому мне в последний раз, когда искал работу, было не так просто ее найти. Так что хорошо подумайте, прежде чем выбирать торговлю в качестве дела жизни.

Сейчас мне 33, и я задумался о смене сферы деятельности. Ведь кто-то продает аксессуары, а кто-то автомобили и нефть. Недавно встретил друга, который торгует автомобилями - он рассказал, что машины за 2 миллиона рублей разлетаются как горячие пирожки. А для кого-то обувь за 8 тысяч – дорого. Разрыв между очень обеспеченными и малообеспеченными сегодня очень велик.


Где «Made in Russia»?

- Да, неплохие российские бренды одежды сегодня встречаются, - считает Эльмира. - У «Мэри Стоун», которая работала на уфимском рынке уже около 20 лет, были хорошие лекала, они специализировались на деловой классике и вечерних нарядах. Однако цены у них были очень высокие, и сегодня эта марка исчезла с рынка. Сшить платье или блузку из хорошей ткани и фурнитуры сейчас очень дорого. Возможно, поэтому качество вещей, которые сегодня везут из Италии и Германии, в сравнении с началом эпохи открытых границ сильно упало.
Mens-Shoe-Sizes-Widths.jpg

- Я продавал обувь. Могу сказать: отечественный производитель может выпускать прочные ботинки, но они пока проигрывают по внешнему виду, - говорит Илья. - А если и то, и другое на уровне - тогда цены такие же, как у итальянских производителей, и я предпочту их продукцию. А ведь нашу страну нельзя назвать обделенной художественным вкусом и идеями. Наше искусство востребовано по всему миру! Но производство одежды пока слабовато, этим нужно заниматься.

Бегом по Вселенной торговли и развлечений

- Для нас Гостинка – неизменное место встречи, - считают Даниил и Наталья. – Она как раз очень удобно расположилась неподалеку от наших вузов - УГАТУ и БГУ. Как только возникает окно в наших парах, мы приходим сюда перекусить, поделиться новостями. Что здесь нравится? Возможность побыть вдвоем, отвлечься от учебных будней. Надо сказать, после реконструкции она стала душевнее, появились довольно необычные магазины. Например, магазин комиксов, или контактный зоопарк...

Сегодня в Уфе насчитывается более сотни современных торговых центров, и в это уже сложно поверить, но всего лишь лет тридцать назад в нашем городе на такую роль мог претендовать лишь ТЦ «Башкирия». Прекрасно помню, как сразу же после открытия горожане стремились посетить его хотя бы только для того, чтобы прокатиться на первом в нашем городе эскалаторе. Нельзя не признать, что индустрия развлечений с той поры стала более разнообразной. Но произошло это не сразу, процесс был долгим мучительным и мало предсказуемым.

Прощай «купи-продай»?

Действительно, концепция современного торгового центра пережила несколько инкарнаций. В начале 90-х измученные товарным дефицитом горожане, прежде всего, интересовались покупками, поэтому и центры незаметно превратились в мини-рынки с минимумом сопутствующих услуг. Пара кафешек с хот-догами, да какой-нибудь захудалый туалет – вот и весь инфраструктурный набор. О парковочных местах в те годы вообще никто не задумывался. Принцип работы был прост – пришел, увидел, купил, и больше здесь не отсвечивай. Затем, когда товарный голод несколько утолился, пришло время «бутиков» и торговые центры превратились в выставку «брендов». Но и это время стало уходить в прошлое. Кто не успел перестроиться, превращается сегодня в стеклянные лабиринты, в которых гуляет воздух и немногочисленные случайные покупатели. Уже к середине нулевых стало ясно, что основная концепция торговых центров должна строиться не на продажах-покупках, а на структурировании времяпрепровождения. Стало очевидно, что без четкого позиционирования комплекс превращается в набор, иногда даже бесформенный конгломерат торговых и развлекательных объектов под одной крышей. В многофункциональных комплексах конфликт в позиционировании торговых и развлекательных, торговых и деловых, торговых и жилых составляющих, гостиниц приводит к тому, что каждая функция поглощает только свой поток посетителей. Поэтому стоит задача не столько заполнить площади, сколько заставить комплекс работать как единое целое, что повышает эффективность использования площадей. Так, есть районы, где звено «бильярд – бар – тренажерный зал - спортивные и охотничьи магазины» не привлекает семейные пары (когда мужчина проводит время в комплексе, а женщина совершает покупки), а, наоборот, вызывает негативные эмоции у женской половины населения. «Нечего моему благоверному толочься там, где эти бандюки…» - ворчит супруга. И наоборот, мужчины с тоскливым взором сопровождают свои прекрасные половинки по бесконечной веренице магазинов и «бутиков».

IMG_3773.JPG

Как дома, но в гостях

- Скажите, а почему вы для семейного отдыха выбрали именно этот торговый центр? - спрашиваем молодую пару, которая только что посадила пятилетнего Рамиля в разукрашенный вагончик, который вот-вот с веселой песней пойдет осваивать пространство ТРЦ «Планета».

- А куда еще будним днем можно пойти с ребенком в такую погоду? – задает встречный вопрос глава семейства Ирек Еникеев. – На улице слякоть, в парках большинство аттракционов закрыто на зиму. А здесь для ребенка созданы все условия. Можно даже оставить его в «Чадо-граде» на пару часов, во время которых им будут заниматься педагоги, аниматоры, воспитатели, а самим спокойно прогуляться по магазинам, или даже посмотреть кино. Для молодых семей, наверное, это очень важно. Вот, к примеру, наши родители до сих пор работают, и они не могут сидеть с Рамилем.

Первыми центрами торговли и развлечений нового типа в нашей столице стали «Гостиный двор» и «Мир». Причем, оба центра позиционировали себя в качестве центра притяжения молодежных тусовок.

Но вскоре в столице стали появляться самые настоящие мини-города: «Мега», «Планета», «Иремель», в которых реализовывался уже принцип именно семейного отдыха. Оказалось, недостаточно просто инкорпорировать в торговое пространство кинотеатры, кафе, гимнастические залы. Основной упор новые центры сделали на привлечение к себе детской аудитории.

- Для нас с семьей уже стал традицией воскресный выезд в «Мегу», - рассказывает уфимский литератор Илья Казаков. – Причем  не пугает даже ее некая отдаленность от города. Скорее, наоборот, мы приезжаем в «Мегу» утром и уезжаем вечером. Средний чек без покупок составляет около полутора тысяч в неделю на семью из троих человек, но это того стоит. Может, все дело в том, что с одной стороны в современных торговых центрах ты начинаешь чувствовать себя как дома, и в то же время к тебе относятся здесь как к дорогому и долгожданному гостю. И это подкупает.

Получил новое дыхание и самый первый торговый центр столицы, возродившись в виде Лайфстайл-центра «Башкирия». Его отличает четкая структура территории. Если первый этаж здания отдан под Восточный базар, то на четвертом расположился комплекс детских развлекательно-познавательных модулей – от научного музея «Интеллектус» до контактного зоопарка «Лесное посольство».

Не впасть в соблазн

Конечно, огни большого города, привлекающие к себе горожан, имеют и обратную сторону медали. Они неминуемо становятся центром притяжения для криминальных поползновений. Подростки слетаются сюда, как мотыльки на огонек. И не каждый из них способен справится с соблазном. Администрации центров создают громоздкие службы безопасности, оборудуют дорогостоящие системы теленаблюдения, сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних совместно с центром общественной безопасности неустанно проводят вечерние рейды, но проблема все-таки продолжает оставаться актуальной.

- Очень часто подростку трудно правильно оценить серьезность своих действий, - рассказывает ведущий специалист Комиссии по делам несовершеннолетних Советского района Светлана Челпанова, с которой наша газета частенько ходила в вечерние рейды по торговым центрам. – Не поверите, но в последнее время кражи иногда совершаются просто «на слабо», чуть ли не из спортивного интереса. Причем подростки воруют не только элементы одежды, но и чупа-чупсы, мармеладки. И на это идут дети не только из неблагополучных семей, но и вполне положительные со всех сторон. Вот вроде и в школе хорошо учится ребенок, посещает кружки, секции и вдруг попадается на краже. Начинаешь спрашивать, что его сподвигло на правонарушение, а он даже не может объяснить своих мотивов.

...В кинокомплексе одного из центров удобно расположилась на комфортных креслах юная компания. Кто-то серфит по волнам бесплатного вай-фая, кто-то дремлет. Оживились, когда мы представились и спросили о планах на вечер.

- Планы простые! – жизнерадостно воскликнул молодой парень. – У меня сегодня день рождения – стукнуло семнадцать лет, - и мы просто собираемся отметить его так, чтобы потом было что вспомнить.

Хотелось бы верить, что воспоминания действительно окажутся радостными. К сожалению, статистика подростковых правонарушений показывает обратное.

- Мне кажется, истоки детского криминала выходят за рамки нашей компетенции, - посетовал Амир Резяпов, сотрудник службы безопасности одного из любимых уфимцами центра торговли и развлечений. – Мы можем пресекать только последствия. А начало всегда имеет корни в семье и школе. Кто-то ведь должен научить детей тому, что недостаточно что-то пожелать, «что-то» надо еще и заработать.


DSC_0354 (1000x669).jpg

DSC_9162 (1000x665).jpg

DSC_9183 (1000x665).jpg

DSC_9198 (1000x665).jpg

DSC_9206 (1000x665).jpg

DSC_9261 (1000x665).jpg

DSC_9300 (1000x665).jpg

Авторы: Владимир ГЛИНСКИЙ, Екатерина КЛИМОВИЧ.

Фото: Рита ИШНИЯЗОВА.